Эти коварные артриты и артрозы...

Ревматологические заболевания (артрит, артроз, подагра, спондилит, красная волчанка и пр.) относятся к числу наиболее агрессивных классов болезней. По степени опасности для здоровья и самой жизни человека они входят в «лидирующую» пятёрку…

Поэтому столь важно вооружать лечащих врачей, врачей-практиков самыми современными знаниями, позволяющими эффективно бороться с коварными недугами костно-мышечной системы. Именно с этой целью в Тюмени ежегодно проводятся представительные научно-практические конференции с приглашением известных российских учёных-ревматологов страны. Недавно состоялся очередной такой форум. И вновь, как уже много лет подряд, на тюменскую землю высадился солидный «десант» специалистов из Федерального государственного бюджетного научного учреждения (ФГБНУ) «НИИ ревматологии имени В.А. Насоновой».

В перерывах конференции нашему корреспонденту удалось побеседовать с тремя лекторами из ФГБНУ. Это заведующий отделением травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук Сергей Макаров, ведущий научный сотрудник лаборатории ревмоортопедии и реабилитации, доктор медицинских наук Евгений Бялик, учёный секретарь института, руководитель лаборатории изучения качества жизни и восстановительного лечения, доктор медицинских наук Вера Амиржанова.

– Для чего важны подобные конференции?

С. Макаров: – Одни люди делятся новыми знаниями, другие – новые знания впитывают. Это важно для любого прогресса. В медицине это важно вдвойне-втройне. Потому что речь идёт о жизни и здоровье пациентов. В медицине нельзя топтаться на месте, это равносильно тому, чтобы пятиться назад. Меняются методы лечения, появляются новые препараты, есть тонкости и нюансы в применении этих методов и препаратов. Важно и живое общение, обмен мнениями, при этом нередко рождается истина.

В. Амиржанова: – В Тюменской области вот уже в течение 30 с лишним лет очень успешно работает ревматологическая служба. Она была создана путём героических, можно сказать, усилий группы энтузиастов во главе с первым главным ревматологом области Галиной Романовной Фадиенко. Ревматологическая служба Тюмени работала в тесном контакте с Институтом ревматологии. Эти контакты поддерживаются и по сей день. Ежегодно здесь устраиваются очень крупные научно-практические конференции, с участием специалистов нашего института, других ревматологов страны. Такие научные форумы, конечно же, имеют очень большое значение для того, чтобы специалисты на местах могли рано диагностировать ревматические заболевания, лечить наших пациентов в соответствии с современными требованиями. Очень многое зависит от скоординированности действий, взаимопомощи и консультаций специалистов разных профилей, поскольку наши пациенты часто имеют много сопутствующих заболеваний. Ещё и поэтому важны такие конференции, которые объединяют врачей многих специальностей – ревматологов, терапевтов, гастроэнтерологов, неврологов, травматологов-ортопедов…

– Почему важно именно живое общение? Есть ведь специализированная периодика, Интернет, разве нельзя черпать информацию оттуда?

С. Макаров: – Очень много информации идёт на иностранных языках. Далеко не все доктора владеют английским. Не вся информация бесплатна. Кроме того, Интернет общепубличный – это, пардон, большая помойка, куда каждый может слить всё, что угодно. Лечить на основе непроверенной информации? Речь о здоровье нации! Это главное, это дороже всего, дороже нефти, дороже газа. Если нация будет больна, то сколько бы нефти и газа ни добывай, страна будет всё равно в упадке. Поэтому живое общение специалистов-медиков не заменить ничем.

– Если взять последние лет 10 – как у нас в стране в целом и в Тюменской области, в частности, менялась ситуация с ревматоидными заболеваниями?

С. Макаров: – Ситуация значительно улучшилась. Основная причина – появился целый ряд новых препаратов, позволяющих более эффективно лечить многие ревматические болезни. Новые препараты, современные методы лечения активно осваиваются в регионах. А Тюменская область, я бы сказал, демонстрирует пример такой активности. Ваши доктора – участники всех тематических конференций, которые проводятся в Москве. Всё, что есть нового в плане ревматологии в мире, они всё это получают. Не только, допустим, от сотрудников Института ревматологии, но и профессоров, которые приезжают на российские форумы из разных стран мира. Ваши ревматологи периодически с ними общаются, перенимают от них новые знания и умения.

Е. Бялик: – Да, изменения произошли очень значительные, я бы сказал, революционные. Возьмём современные методы эндопротезирования суставов. Эндопротезы нового поколения изготавливаются на основе технологий, сравнимых с космическими. У нас есть больные с четырьмя и более протезами… Если раньше это были бы лежачие больные, то сейчас не только самостоятельно передвигаются, сами себя обслуживают, но многие из них и работают.

С. Макаров: – Водят машину, рожают детей. Живут полноценной жизнью…

В. Амиржанова: – Согласна с этим термином – в лечении ревматических заболеваний за последние 10-15 лет произошла революция. Это и лечение препаратами нового класса – генно-инженерными биологическими препаратами, это и создание стандартов диагностики и лечения наших пациентов.

К сожалению, ревматологов в стране не хватает, и это отдельная тема, поэтому крайне важно, чтобы свой уровень образования в области ревматологии повышали врачи других специальностей, и прежде всего терапевты. Они являются врачами первого звена, это те доктора, которые первыми встречаются с нашими пациентами на ранних стадиях заболевания. Они должны уметь распознавать ранние симптомы ревматических болезней, вовремя направлять пациентов к специалисту-ревматологу. Распознать болезнь как можно раньше, вовремя начать лечение – крайне важно, заболевания костно-мышечной системы на ранних стадиях очень хорошо поддаются терапии лекарственными препаратами.

– А почему, собственно говоря, в стране не хватает ревматологов? И, насколько я понимаю, эта нехватка носит хронический характер. Что нужно сделать (и возможно ли сделать?), чтобы специалистов этого профиля было достаточно на душу населения?

С. Макаров: – Выскажу, может быть, крамольную мысль. Для того, чтобы всё было нормально в плане ревматологии, надо заново построить социализм. Потому что пока, как сейчас, превалирует, доминирует финансовая составляющая, пока медициной управляют менеджеры, здоровье человека будет на втором плане, а на первом – финансы. Это напрямую касается ревматологии: понятно, что финансово невыгодно держать в каждой поликлинике ревматолога. Поэтому и держат одного ревматолога на 20 поликлиник. Поэтому понятно, что человеку попасть к ревматологу бывает достаточно проблемно. Ситуацию не разрешить, пока превалировать будут не интересы населения, а интересы денежные. Не секрет: если пациент заплатит, то попадёт к ревматологу гораздо быстрее. Но ведь далеко не каждому платное лечение по карману…

В. Амиржанова: – Ревматологов у нас в стране на настоящий момент 1700. Всего! И этот факт очень тревожит. На что это влияет? Удлиняются сроки постановки диагноза, сокращается окно возможностей, которые нам даются в течение первых шести месяцев заболевания…

– Расскажите, насколько это возможно в короткой беседе, о вкладе вашего института в развитие методов лечения ревматологических недугов. Надо полагать, эта информация прозвучала в ваших лекциях на настоящей конференции.

С. Макаров: – Как уже было сказано, во всём медицинском мире произошла революция в виде нового инструмента лечения – генно-инженерных биологических препаратов. Не оставался в стороне от этого процесса и наш институт. Институт проводит исследования, связанные с этими препаратами, даёт конкретные рекомендации для конкретных патологий.

Е. Бялик: – Если говорить о хирургическом лечении, ортопедии, – мы тоже на месте не стоим. Разрабатываем новые техники операций, чтобы не так травматично протекало оперативное вмешательство. Разрабатываем новые имплантанты для эндопротезирования, скажем, специально для больных с ревматоидным артритом нами разработан новый эндопротез тазобедренного сустава. Сейчас готовится, уже разработан и проходит клинические испытания новый протез локтевого сустава. В плане стоят разработка протезов коленного, голеностопного суставов. Это достаточно большая кропотливая работа.

С. Макаров: – Отрадно отметить тенденцию последнего времени, когда наши коллеги из-за рубежа приезжают к нам в институт не для того, чтобы нас учить, а чтобы у нас поучиться. Методике проведения тех или иных операций, например. Недавно приезжали французы и с удовольствием смотрели результаты нашей работы. В будущем году собираются ещё приехать. Это говорит о том, что наш институт выглядит вполне достойно на мировом уровне.

– Как вы оцениваете ситуацию с профилактикой ревматологических заболеваний в стране?

Е. Бялик: – Ревматологические заболевания часто называют коварными. И это так. Очень много факторов, от которых зависит, заболеет человек – не заболеет. До сих пор никто в мире не знает «от и до», отчего развиваются эти заболевания. И тем не менее есть совершенно очевидные меры, которые необходимо предпринимать. И в первую очередь я бы сказал о том, что, конечно же, надо возрождать систему диспансеризации. Когда ежегодно человек проходит комплексный медицинский осмотр. Вот тут и появляется возможность вовремя выявить первые симптомы, поставить ранний диагноз. И, как правильно говорит Вера Николаевна, в таком случае бороться с недугом гораздо проще, чем когда человек приходит в совершенно запущенной поздней стадии заболевания.

С. Макаров: – Солидарен. Просто вспомните советский лозунг: легче предотвратить заболевание,чем его лечить. Поэтому диспансеризация – это главное, что необходимо.

– Вы имеете в виду диспансеризацию с обязательным посещением ревматолога? Специальное ревматологическое обследование, так?

С. Макаров: – Диспансерный врач – это не ревматолог. Терапевт. Грамотный терапевт. Вот чтобы терапевты хорошо разбирались, в каких случаях посылать человека к ревматологу, и проводятся такие конференции, как сегодня.

– Вообще профилактике ревматологических заболеваний в нашей стране уделяется достаточное внимание?

С. Макаров: – Думаю, абсолютно недостаточное. Деньги – это главное, чему уделяется внимание. Человек – это сейчас субстрат, приносящий деньги. И не более того.

В. Амиржанова: – Профилактика ревматологических заболеваний в силу их специфики достаточно сложна. Однако есть вполне очевидные вещи. Мы знаем, например, что ревматоидный артрит развивается чаще всего у курильщиков, у пациентов с заболеваниями зубов, особенно с пародонтозом, у больных с различными хроническими инфекциями. Отсюда вполне очевидные рекомендации: отказ от курения, профилактика обострений хронических инфекций и т.д. – это меры, которые могут иметь, возможно, решающее значение для предотвращения развития в дальнейшем тяжёлых аутоимунных заболеваний. К важным профилактическим мерам, безусловно, нужно отнести борьбу с лишним весом, поскольку ожирение существенно ухудшает прогноз таких заболеваний, ухудшает переносимость и эффективность нашей терапии.


22180