Полезные уроки: система теплоснабжения в Прибалтике может стать примером для России

Группа российских журналистов, в том числе тюменских СМИ, побывала в странах Балтии. Деловая программа включала семинары по проблемам теплоснабжения и экскурсии на ТЭЦ. Благодаря корпорации Fortum мы получили возможность ознакомиться с международным опытом создания эффективных, надежных, экологически чистых и экономически привлекательных объектов теплоэнергетики.

После распада Союза, как известно, Прибалтика оказалась на грани энергетического кризиса. Старые связи были разрушены, а Евросоюз не спешил протягивать руку помощи новоиспеченному члену ЕС. Проблемы в теплоэнергетике нарастали, как снежный ком. Физический и моральный износ оборудования, прохудившиеся сети, слабое внедрение в работу ТЭЦ новых технологий, кадровый голод, недостаток государственного финансирования…

Неэффективное использование топлива приводит к огромным финансовым потерям в отрасли. Попытки компенсировать этот пробел за счет повышения тарифов не дают желаемого результата. Тормозят развитие тепловой энергетики пробелы в нормативно-правовой базе. Так сама жизнь подтолкнула Эстонию, Латвию и Литву к необходимости преобразований.

Реформа ЖКХ не один год идет и в России, поскольку у нас общие коммунальные беды. Только результаты, к сожалению, пока диаметрально противоположные.

Дорогу «зелёной» энергии

Европейский опыт в области теплоснабжения ассоциируется прежде всего с корпорацией Fortum. Это ведущий электроэнергетический концерн, имеющий сегодня генерирующие активы в семи странах Европы: Финляндии, Норвегии, Швеции, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, а также в России. В 2012 году компания открыла представительство в Индии. В рейтинге крупнейших в мире производителей тепловой энергии Fortum занимает четвертую позицию. Что принес финский концерн в страны Балтии? Новую модель рынка тепла и новые принципы теплофикации. Основываясь на предложении Еврокомиссии 2007 года, Евросоюз принял программу «20-20-20». Согласно этому международному договору страны ЕС к 2020 году обязались сократить на 20 % (по отношению к уровню 1990 года) количество вредных выбросов в атмосферу, на столько же обеспечить прирост энергоэффективности и увеличить долю энергии из возобновляемых источников. Выполнение этих требований даст возможность поднять планку энергоэффективности и понизить расходы на потребление тепловой энергии, улучшить качество окружающей среды. Поэтому ставка делается на возобновляемые источники энергии и развитие когенерации как способа одновременного производства тепла и электричества.

Корпорация Fortum следует стратегии Комиссии ЕС. Более 27 % запущенных ею станций в Европе работают на биомассе. В 2013 году использование «зелёной» энергии компания увеличила на 11 %. Комбинированные ТЭЦ построены и в Прибалтике: в Пярну и Тарту (Эстония), в Елгаве (Латвия), Клайпеде (Литва). Эти четыре проекта были реализованы в течение последних пяти лет. Они подтвердили свою надежность и эффективность: экономия примарной (получаемой из естественного источника) энергии достигает 30 %.

— Эффективность наших ТЭЦ в странах Балтии составляет 86 %, что является практически эталонным показателем для станций на биотопливе, – рассказывает Игорь Тюрлик, руководитель компании по производству и распределению тепловой энергии в Эстонии. – Немаловажно и то, что эмиссия парникового газа находится на очень низком уровне; выбросы СО2 уже сейчас соответствуют более жестким нормам, которые ЕС собирается вводить в 2016 году.

Степень экологичности системы можно оценить по такому факту: почти под боком у Тартуской ТЭЦ находится детский сад, рядом разбиты теплицы. В качестве топлива используется микс торфа и щепы. Ресурсы свои, местные. Например, торф добывают в 10 км от города, поэтому его запасы на станции не превышают двух дней. Нет перебоев и с биомассой. С появлением когенерации продажа щепы стала выгодным бизнесом. Если кто-то думает, что древесные отходы просто забрасывают в топку, то ошибаются. Прежде чем стать топливом, щепа проходит строгий входной контроль. Ее взвешивают, берут пробы, проверяют на влажность и другие показатели, очищают, моют… Об этом подробно рассказал директор производства станции Маркус Рауд.

Биотопливные котельные на щепе появляются и в Тюменской области. ЗАО «Загрос», ООО «Тюменская фанера» – первые ласточки. Не худо бы провести полную ревизию отходов деревопереработки в регионе. Уверена – сюрпризы будут.

ТЭЦ в Тарту считается самой эффективной по рентабельности в компании Fortum. Это источник генерации и тепла. Потребители платят на 20 % меньше, чем в среднем по стране – 53 евро за МВт/час; для станций, работающих на природном газе, – 70-75 евро, на мазуте – 90-100 евро (плюс 21 % – налог с оборота). Инвестиции в производство чистой энергии поддерживаются государством. В Литве частично возмещается стоимость технологического присоединения; в Латвии установлена фиксированная плата за мощность; в Эстонии – надбавка к цене на рынке электроэнергии.

Стимулируется субсидиями развитие когенерации в целом; она является одним из важнейших инструментов снижения потребления топлива.

Скупой платит меньше

Прибалты всегда отличались рационализмом, а с вхождением в рынок научились по-настоящему экономить. Они удивляются нашей расточительности, видя, как много природного газа, довольно дорогого топлива, тратится в России для производства электроэнергии. Тепло же, выделяемое при этом, отправляется в градирни, другими словами, в воздух. Менеджер по бизнес-развитию и продажам Fortum Томас Нийнемяэ, который три года занимался вопросами генерации в Челябинске и Тюмени и знает о положении дел в отрасли не понаслышке, рассуждает:

— На внутреннем рынке в России 1000 кубов природного газа, например, стоят 100 долларов, а в Эстонии – 400. Значит, нам надо в четыре раза быть эффективнее, чтобы использовать это топливо. Поэтому лучше строить станции, которые работают в тепловом режиме.

Похоже, рачительные эстонцы, опираясь на скандинавский опыт, нашли способ решения вечной проблемы всех энергетиков – как использовать тепло в летний период. Производить за счет пара биомасло, получаемое по технологии пиролиза. Этот дополнительный продукт образуется при производстве тепла из отходов древесины или сланца. По мнению специалистов Fortum, масло со временем может заменить мазут и даже природный газ. Его преимущество перед ними в том, что это биотопливо, нейтральное в отношении парниковых газов. Недаром ценный продукт востребован в Финляндии и Швеции. Так что вырабатывать биомасло выгодно: и продать можно, и заготовить топливо себе на зиму.

— Ноу-хау состоит не в производстве пиролизного масла (это делали и до нас!), а в схеме его интеграции с ТЭЦ, – пояснил Игорь Тюрлик. – При объеме производства 50 тысяч тонн биомасла в год им можно отопить 10 тыс. частных домов или 24 тыс. квартир средней площади, имеющих центральное отопление. На реализацию нашего проекта надеемся получить грант одного из крупных фондов в Брюсселе.

Специалисты Fortum предлагают решения не только для централизованного отопления, но и для централизованного охлаждения. Руководитель инвестиционной деятельности корпорации Fortum в Финляндии и Прибалтике Оксана Григорьева рассказала о работе тригенерационной системы, когда, кроме электроэнергии, в холодный период за счет утилизации теплоты выхлопных газов осуществляется теплоснабжение, а летом вырабатывается холод, который также можно продать. Словом, безотходное производство.

Но экономия экономии рознь. На вопрос, чего не хватает российской системе теплоснабжения, чтобы развиваться быстрее, успешнее, мы получили неожиданный ответ: знания законов экономики. Наши энергетики – специалисты высокого класса, но убедить их поменять турбину или котел, если те не вышли из строя, проблема. Томас привел пример Челябинской ГРЭС, построенной в 1930 году и работающей до сих пор. Можно представить, какой у нее КПД!

Король теплоснабжения

Эстония, как и другие страны Балтии, ориентируется на развитие централизованного отопления, полагая, что ничего в мире лучше ЦТ пока не придумано. Существующие сегодня в стране контуры теплоснабжения, которые отличаются своей энергоемкостью, поделены на зоны – с локальным или центральным отоплением. Цены на тепло регулируются антимонопольным ведомством и рассчитываются по определенной методике. Учитываются вид топлива, удаленность от ТЭЦ и т.д. Однако стоимость должна быть такой, чтобы развивалось централизованное теплоснабжение. Предпочтение отдается возобновляемым источникам тепловой энергии. Самая низкая цена – 34 евро (1700 руб.) за 1 МВт/час в Нарве, самая высокая – в селе Руму (90 евро, или 4500 руб. за 1 МВт/час), где источником тепловой энергии является сланцевое масло. Эстония, входящая в ЕС, вынуждена покупать его по мировым ценам. Поэтому важно снижать зависимость от ископаемого топлива (в первую очередь природного газа) и увеличивать долю возобновляемых ресурсов в топливном балансе страны.

Для «интервенции» центрального теплоснабжения важна даже плотность населения. Может, поэтому в Таллинне бесплатный проезд в общественном транспорте для имеющих регистрацию. Чтобы привлечь в столицу больше жителей, пояснили нам.

Отопление в Эстонии дорогое, и все с облегчением вздыхают, когда заканчивается зима. Но тарифы прозрачные, как говорят, экономически взвешенные, и люди понимают, за что платят. Есть и неплательщики, однако их гораздо меньше, чем в Латвии и Литве. Во-первых, потому, что в выборе способа управления домами сделали ставку на ТСЖ. Товарищества получают деньги жильцов на собственный счет и сами распределяют их между поставщиками услуг. Счет оплачивается ежемесячно. За просрочку – штраф. Активно используется инкассо (взыскание платежа с банка покупателя по поручению поставщика услуги). Во-вторых, за неуплату законодательство Эстонии (может, это и жестоко) позволяет лишать дом тепла.

Собственники хорошо осведомлены в текущих расходах, активно участвуют в их планировании.

Существует множество кредитных компаний, предлагающих льготные кредиты на обновление коммунальных систем, проведение энергосберегающих мероприятий для жилого фонда.

Комбинированные ТЭЦ, которые удешевляют производство электричества и тепла, в Эстонии пока оазисы, освященные присутствием компании Fortum. Это пример того, как должно быть, некий образец. Проведенный государственным контролем аудит системы теплоснабжения в Эстонии показал, что в 2009 году централизованное отоплением в 36 районах страны было дороже электрического. Высокие расценки теплоэнергии обусловлены повышением закупочных цен на топливо, устаревшими котлами и потерями тепла из-за плохого состояния теплосетей. За бесхозяйственность местного самоуправления потребители заплатили в общей сложности 44 млн евро.

Другая причина высоких тарифов заключалась в том, что муниципалитетами было создано немало районов, где централизованное отопление не является дешевым. Также выяснилось, что для производства тепла природный газ применяется чаще, чем другие виды топлива, так как на строительство газовых котельных тратится на порядок меньше средств, чем на строительных котельных, работающих на торфе. Но при возникновении затруднений с его поставками переход на альтернативное топливо окажется невозможным.

199-3-3Министерству экономики и коммуникации было рекомендовано оценить жизнеспособность районов централизованного отопления, взвесить возможность субсидирования работ по уменьшению потерь тепла и повышению эффективной системы отопления…

В стране и сейчас еще немало старых производственных мощностей, которые приводят к большим потерям тепла. Поэтому в некоторых домах используются альтернативные источники тепла. Для дальнейшего развития централизованного отопления, кроме технической работы, необходимо вести и нормативно-правовую. Соответствующие поправки, дополнения не так быстро вступают в законную силу, как хотелось бы. Однако ожидаемые результаты реформы теплоснабжения вполне очевидны и бесспорны как для отраслевого бизнес-сообщества, так и для множества регуляторов. Порукой тому – привлечение в отрасль истинно частного капитала, не аффилированного с властями.

(Продолжение следует)


22051