Два солдата – одна судьба

С началом Великой Отечественной войны все советские люди встали на защиту Родины. Кто на полях сражений, кто – в тылу.

Алеша Мастерских на второй же день войны взялся пасти колхозное стадо. А зимой, окончив курсы механизаторов, сел на трактор. СТЗ и ХТЗ заводили тогда вручную. Крутить коленчатый вал сил не хватало. Так Алеша что придумал: взял двухметровую пеньковую веревку и с помощью прицепщика или плугаря крутил ручку, чтобы завести мотор. Во время уборки днем молотил пшеницу, а ночью отвозил хлеб в заготзерно. Спал урывками, но на судьбу не жаловался, рано повзрослел. Его ударный труд оценили – премировали деньгами и грамотой.

А в 1942-м Алексея призвали в Красную Армию. Курская дуга – боевое крещение молодого бойца. Он – автоматчик-десантник на танке. Кровопролитные бои, частые атаки закалили бойца, он не прятался за спиной бывалых бойцов, а смело шел навстречу врагу.

«Страшно было убивать, – вспоминает Алексей Николаевич, – только с ненавистью и смекалкой мы побеждали противника. Особенно, когда шли в танковую атаку. Здесь десантников встречают сплошной огонь автоматных очередей, взрывы гранат и снарядов. Страх исчезает, откуда-то появляются силы. В тебя стреляют, ты маневрируешь, бежишь, то прикладом, то гранатой уничтожаешь врага, а страх возвращается в сознание лишь после атаки».

После Курской дуги ожесточенные сражения прошли под городами Харьков и Корсунь-Шевченковский. «Было это зимой 1943-го. Затяжные сражения не испугали нас, мы стремились быстрее прогнать гитлеровцев из родной земли», – вспоминает Алексей Николаевич.

За битву на Курской дуге Алексей Николаевич награжден медалью «За отвагу», за Корсунь-Шевченковскую – орденом Красной Звезды, за форсирование Днепра вручили ему орден Отечественной войны первой степени. Дважды был ранен, после излечения возвращался в свою танковую бригаду.

1944-й стал годом освобождения Украины и Белоруссии. А в следующем году для наших войск был открыт оперативный простор. Мастерских участвует в освобождении Венгрии и Австрии. Знаменитое Балатонское сражение было последним для десантника. Оно было нелегким – танки таранили друг друга. Бесконечные обстрелы, взрывы, атаки вынудили немцев капитулировать. Здесь Мастерских получил третье ранение, но излечился. К тому времени закончилась Великая Отечественная.

Летом 1945-го танковую армию генерала Кравченко перебросили на Дальний Восток – монгольские степи, хинганские горы и Маньчжурия – продолжение боевоего пути десантника.

Судьба сохранила отважного воина. Вернулся в родной колхоз и 55 лет отработал трактористом.

Николай Александрович Подчувалов на год старше Мастерских. Крестьянский сын был призван в армию в 1942 году и назначен в разведывательную роту 49-й армии. Николай ростом невелик, но был очень подвижным, юрким, хитрым. Он легко и бесшумно «снимал часовых», пробирался через болото, находил звериные тропки и выводил разведчиков из опасной зоны. Метким глазом выбирал нужных немецких офицеров и брал их в плен. У него на счету десятки «языков». И по заслугам награды – вся грудь в орденах и медалях.

Вернувшись на малую родину (в Тюменскую область), поднимал целину, восстанавливал разрушенное хозяйство. В мирное время заслужил орден Трудового Красного Знамени, получил медаль «За освоение целинных и залежных земель». В настоящее время участвует в работе ветеранской организации, член городского клуба ветеранов (г. Тюмень).


21853