В конце сентября в Тюмени произошло знаковое событие. На базе ТюмГНГУ собрались представители научного мира и, как говаривали ранее, широкие слои общественности. Встречу открыл директор Института криосферы Земли академик Владимир Мельников.
Люди знающие сразу догадались, о чем пойдет речь. Ну а для тех, кто мало знаком с этим видом деятельности ученых, поясню: криосфера – это области, территории Земли с преобладающими низкими температурами – Арктика, Антарктика… Сюда же относятся и территории, где под весьма тонким слоем почвы залегает вечная или, как ее еще называют, многолетняя мерзлота. Вот о ней-то и шел разговор.
Встреча имела международный статус – в разговоре принимал участие вице-президент международной ассоциации по мерзлотоведению, профессор университета штата Аляска, г. Фэрбанкс, США, Владимир Романовский. Поэтому разговор шел без переводчика.
Что же хотели донести до широкой общественности мерзлотоведы, ученые с мировым именем? Свою глубокую озабоченность тенденцией, которая стремительно набирает темп. А именно: массовым отступлением вечной мерзлоты по всему фронту
Ну и что же? Нам же лучше. Меньше мерзлоты – больше тепла. И на Марсе, то бишь в Арктике, будут яблони цвести!
Но Владимир Мельников отмел возможные наивные мечты обывателя, сравнив ситуацию с нахождением солдат на минном поле, – всюду в зоне вечной мерзлоты нас подстерегает опасность. Цена вопроса – непоправимый урон природе, строениям, коммуникациям. Темпы освоения северных территорий растут, все более приоритетным становится арктический вектор развития, но только недавно мы стали переходить от слов к делу, то есть искать и внедрять новые технологии. Наличие на шельфе нефти и газа значительно усилило разворот в этом направлении. У России самая богатая полярная история, и мы должны продолжать дело предков. Сейчас мощно развивается Ямал: строятся газопроводы, порт Сабетта, завод СПГ… И вот тут-то отступление, таяние вечной мерзлоты может поставить нам подножку.
Как стало ясно из дальнейшего, академик своим общим введением в тему подготовил поле деятельности для тяжелой артиллерии – американского профессора. И в своем обстоятельном докладе Владимир Романовский развернул подробную картину происходящего. И предстала она примерно такой – в местах деградации мерзлоты повсеместно стали наблюдаться выбросы метана. Слой мерзлоты теряет прочность, метан под пластовым давлением стремится наружу. Связана ли деградация мерзлоты с наблюдающимся сейчас потеплением климата? На Аляске это очевидно.
– По наблюдениям американских ученых, начиная с 80-х годов, температура мерзлоты на глубине 20 метров повысилась на 3 градуса, – сообщил Романовский. – А температура в поверхностном слое с минус восьми поднялась до минус трех градусов. Я сейчас работаю с коллегами из Института криосферы Земли, у нас сходные результаты. По некоторым гипотезам,сегодняшнее потепление климата – это компенсация за похолодание 60-х и 70-х. А последние 10 лет это вообще самые теплые годы за последние сто лет. Но, как известно, кое-где происходит похолодание. То есть не нужно замыкаться только на потеплении, это естественные колебания.
Каков же прогноз американских ученых? До конца века мерзлота может потеплеть на 6 градусов. И уже к середине века на европейской территории России, значительной части Ямала, на Аляске, севере Канады мерзлота, если не совсем исчезнет, то потеряет большую часть своей территории. Устойчивость сохранится только на севере Ямала. О восточных территориях русской Арктики мы пока не говорим….
И в подтверждение своих выводов заокеанский профессор стал показывать слайды-страшилки. Сначала мы увидели графики со зловеще ползущими вверх красными линиями температурных показателей, затем пошли вещественные доказательства разрушительной силы потепления – жилые дома, по крыши осевшие в провалы, просевшие трубопроводы, изрытая глубокими ямами бывшая ровная тундра. 12 поселков на Аляске уже требуют переселения – рушатся морское побережье и берега рек.
И возникает вопрос: как же бороться с этим бедствием, раз мы не можем ему противостоять? Ответ дал академик Мельников в самом начале встречи – искать новые технологии строительства в Арктике, новые технологии освоения таких нужных нам территорий.
Еще об одном научном выводе рассказала главный научный сотрудник Института криосферы Земли Марина Лейбман. Помните загадочные воронки в ямальской тундре? Диаметром в половину футбольного поля и в форме идеального круга. Ученые пришли к выводу – это снова выбросы метана, связанные все с той же деградацией мерзлоты. А следующий вывод пришел сам собой – идеально круглые озера, коих в ямальской тундре множество, имеют вовсе не карстовое происхождение. Карст – это порода, имеющая свойство проваливаться на большую глубину. (Это если очень просто сказать). Так вот, происхождение этих озер, считают теперь, направлено не сверху вниз, а снизу вверх. То есть все тот же взбунтовавшийся метан.
Очень познавательной была встреча…
До конца века мерзлота может «потеплеть» на 6 градусов. И уже к середине века на европейской территории России, значительной части Ямала, на Аляске, севере Канады мерзлота, если не совсем исчезнет, то потеряет большую часть своей территории... И возникает вопрос: как же бороться с этим бедствием?



