Коренная тоболячка Мария Ивановна Моргулис отметила 90-летие
Университетом Моргулис стала сама жизнь. Ох, и трудно складывалась ее судьба!
У родителей было семеро детей, а потому о достатке говорить не приходилось. Отец умер в 1942 году. Мама пасла коров, с собой брала двух сыновей. Жили они в небольшом доме по соседству с рощей Журавского, у тобольского кладбища. В войну Мария окончила ремесленное училище, там же и работала. Помнит ещё время, когда на улицах Тобольска почти не было машин, а общественный транспорт вообще отсутствовал. На работу добирались либо пешком, либо, если повезёт, на полуторке.
Девушке нужно было кормить семью. Поэтому ушла в ГОРФО помощником налогового инспектора. Участок у неё был большой – старая гора и часть подгоры до улицы Кирова. Все кварталы обходила пешком, домой приходила «без ног». Но выдержала. После решила перейти на производство, где заработок был повыше.
Трудилась сначала учётчиком-нарядчиком, затем нормировщиком. Бывало, не могла оторваться от дел даже во время обеда, да и после работы задерживалась допоздна. Когда ей предложили занять место начальника планового отдела, отказалась, так как не имела соответствующего образования. Скромность и трудолюбие – отличительные черты ее характера.
Мария Ивановна никогда не брала деньги в долг. Но однажды этим принципом пришлось поступиться. Начальник предложил ей взять ссуду на строительство дома, знал, что она ютится в родительском доме с мужем и двумя малыми детками. Мария поскромничала. Однако мать сказала: «Бери. Отдашь постепенно. Главное – свой дом будет». Марии выдали 10 тысяч рублей. По тем временам сумма немалая. Таких денег она отродясь в руках не держала. Муж ее, Лазарь Яковлевич, в то время ушёл в навигацию. Вот и пришлось Марии с матерью о стройматериале для дома позаботиться. Лес бригада заготовила, а вот вывозить пришлось самим. Но машину всё же нашли. Сложнее оказалось найти грузчиков. Мать Степанида была женщиной весьма сообразительной. Взяла две верёвки, и они с дочкой вдвоём с помощью верёвок закинули в кузов лесины, которые потом сами же и ошкурили. Когда Лазарь вернулся из навигации – дом уже стоял под крышей, правда, без окон и дверей.
Переехали Моргулисы в свои «палаты» к лету. «Дом был пустой. Спали на полу. Но, когда я утром открыла глаза, поняла, какое это счастье – свое жилье», – вспоминает Мария Ивановна.
На пенсию Моргулис ушла с Тобольского нефтехимического комбината. Благодарна руководству и коллективу «Тобольск-Нефтехима» за то, что не забывают своих пенсионеров. Ей, например, застеклили балкон, подарили новый холодильник и палас. Не нарадуется она и на своего сына, который ежедневно ее навещает (приносит продукты, лекарства), на внучку с правнучкой – они у неё тоже частые гостьи, помогают бабушке по хозяйству.
У Марии Ивановны серьёзные проблемы со здоровьем. Врачи на ней давно крест поставили, участковый даже не навещает. А она живёт вопреки всем прогнозам, вот и 90-летний юбилей справила. Наверное, потому что большой жизнелюб и очень нужна своим близким. И хотя из-за больного сердца уже давно ведёт жизнь затворницы, смотрит на любимый город с балкона пятиэтажки, с высоты птичьего полёта, а всё одно считает: надо довольствоваться даже такими маленькими радостями, ведь, собственно, из них и соткано полотно судьбы.



