Весна этого года оказалась не обычной для охотничьего хозяйства «Андреевское».
«Прилетели! Наши кряквы прилетели!» – радовался Николай Волков, егерь хозяйства. Всю долгую зиму он дожидался прилёта своих питомцев, которых так заботливо выкармливал несколько лет подряд. А ну как забудут дорогу домой и все труды станут напрасны? И вот к весенним голосам птиц, к потрескиванию раскрывающихся почек деревьев и кустарников добавилось кряканье и свист рассекаемого утиными крыльями воздуха. На озере стало шумно от птичьего гомона – это наши «москвички» вернулись из тёплых краёв на гнездовья в окрестностях так полюбившегося им озера Буторлыга, чтобы дать жизнь новому потомству.
Почему «москвички»? Всё очень просто – в начале лета, более трёх лет назад, птенцов дикой кряквы в количестве 350 особей мы привезли из подмосковного охотничьего хозяйства и поселили в вольер. Не скрою – решение правления Тюменской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» о закупке кряквы с целью расселения на территории охотничьего хозяйства «Андреевское» имело немало скептиков. Виданное ли дело: везти птицу за две с половиной тысячи километров?! Но ведь к тому времени утиная охота не только в хозяйстве, но и в окрестностях Тюмени практически сошла на нет. Охотники на вопрос: «Как поохотились?» только пожимали плечами в ответ. Необходимо было срочно предпринимать какие-то меры. И правление решило рискнуть.
База общества расположена на мысу, что врезается своей вершиной в водную гладь при слиянии озёр Грязное и Буторлыга. Шумное население вольера не осталось без внимания других пернатых обитателей озёр. Видимо, птицы инстинктивно поняли, что здесь безопасно. К вольеру постепенно прибились не только линяющие после гона селезни, но позже и утки со своими выводками. Наши утята быстро росли и крепли. Около десятка самых шустрых, поднырнув под плохо прижатую ко дну сетку, очутились на свободе и теперь плавали по озеру возле вольера, не желая покидать свою стаю. Вскоре, после того как утята перелиняли и появилась возможность отделить селезней от уточек, свободу обрели ещё более сотни самцов, которые быстро прибились к «дикарям», перенимая их манеры и повадки, а позже отправились с ними на зимовку в тёплые края. А весной наши «выпускники» не только сами прилетели на новую для себя родину, но и с собой переселенцев привели! Оставшаяся часть стаи, в основном уточки, вполне успешно перезимовала в сарае.
Весной 2012 года наши «москвички» дали первое потомство, часть из которого они высидели сами, а остальные птенцы были выведены в инкубаторе. Часть утят оставили для пополнения маточного поголовья, остальные после линьки были выпущены на волю.
Мы не скрывали своей радости от того, что наша попытка увенчалась успехом. Но больно уж хрупка и ранима дикая природа. Тяжело обитателям флоры и фауны соперничать с человеком за среду обитания… Буквально всё побережье Андреевского озера застроено человеческим жильём и дачными посёлками. Ведётся промышленная добыча песка. В Тюмени строительный бум, и требуется огромное количество этого материала. А куда же деваться пернатым? Сейчас вот департамент недропользования выставил на конкурс и озеро Буторлыгу. И куда смотрят наши экологи? Надо ли говорить о том, что этот шаг станет катастрофичным для пернатого населения озера? Разработка песка, изменение очертаний берегов, прокладка дорог к местам погрузки приведёт к разрушению последнего удобного места гнездования и кормления водоплавающей птицы в этом районе. А ведь разрушение мест гнездования птиц – это прямое нарушение природоохранного законодательства. Может статься что утки, вернувшиеся после зимовки на будущий год, уже не застанут привычных насиженных мест и навсегда покинут эти берега. Вот и оскудеет наша природа.



