Куда летят караваны ракет?

В том числе – на Землю…

Недавно случилось два события, которые возбужденная геополитикой публика вряд ли заметила. Во-первых, вроде бы успешно запущена новая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования «Булава». А во-вторых, Европейская комиссия и Европейское космические агентство могут разорвать контракт на запуск российскими «Союзами» навигационных космических аппаратов Galileo.

Теперь по порядку. Оговорка «вроде бы» относительно «Булавы» может показаться неуместной, ведь «Владимир Мономах», новый подводный крейсер проекта «Борей», действительно отправил ракету в цель. До 2020 г. ВМФ пополнится восемью такими кораблями, каждый из которых будет нести от 16 до 20 баллистических ракет, способных нанести противнику ядерный удар за 9 тыс. км.

Ну а дальше у экспертов возникают вопросы, на которые пока нет ответов, зато много сомнений. Страна в принципе может строить «Бореи» четвертого и пятого поколений, но первый, «Юрий Долгорукий», делали непозволительно долго: с 1996-го по 2013 г. Остальные обещают сдать в срок. Но это не факт, что крейсеры тут же отправятся на боевое дежурство: нынешний старт «Булавы» за десять лет испытаний стал двадцатым, а штатными, то есть удачными запусками, оказались только десять. До сих пор неясно, чем вооружены два крейсера, вроде бы несущие боевое дежурство.

Аналитики указывают на неграмотное управление проектом. Изначально планировалось, что «Бореи» будут оснащаться новым комплексом «Барк» разработки центра им. Макеева. Однако когда он был готов уже на три четверти, все работы в конце 90-х неожиданно передали Московскому институту теплотехники. Возможно, корпорация просто не успевает справляться с огромным валом оборонных заказов. И вот тут выплывает вторая коллизия.

– Мы по-прежнему готовимся к “большой войне” со странами НАТО, – поясняет военный эксперт Виктор Мураховский, в прошлом – офицер Генштаба. – Я полагаю, что наши расходы на воздушно-космическую оборону и стратегические ядерные силы пользуются неоправданно высоким приоритетом, в ущерб силам общего назначения.

Ведь современные конфликты сплошь и рядом локальные, и основная нагрузка ложится на сухопутные войска и ВДВ. Но доля современных вооружений у них не превышает 20%. При этом многие серийные системы не отвечают условиям современных локальных войн. Эксперт указывает, что планируется заложить строительство четырех ракетоносцев пятого поколения. А их стоимость, по сравнению с «Юрием Долгоруким», который обошелся почти в 30 млрд руб., вырастет более чем вдвое. Если растянуть начало строительства крейсеров хотя бы на 3-4 года, можно было бы за эти деньги значительно лучше оснастить сухопутные войска. Но приоритеты не меняются, хотя президент Путин 22 июля на заседании Совета безопасности РФ заявил, что «прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности России сейчас нет».

Обратимся к нашим космическим делам. В сентябре «Союз», стартовавший с космодрома «Куру» (Французская Гвиана), не доставил на расчетную орбиту два европейских спутника. Обеспечивающая пуски Galileo компания Arianespace заключила контракт на 10 ракет-носителей «Союз». Три из них реализованы, а вот семь могут остаться неоплаченными. Наши чиновники утешают: дескать, на Куру для «Союзов» Galileo – не единственный проект. Но это хорошая мина при плохой игре. Космические провалы преследуют страну всё чаще.

С космодрома Плесецк 27 июня должна была подняться новая ракета-носитель «Ангара», которой предрекали статус главной «звезды». За стартом в прямом в эфире наблюдал из Москвы президент Путин. Однако «Ангара» не взлетела: автоматика отключила все системы обеспечения за три минуты до старта. Его отложили на день, но ракета так и осталась на Земле. Юбилейная, десятая по счету, попытка поднять в воздух «Ангару» вновь оказалась неудачной.

«Ангара» в 90-е задумывалась как самая дешевая в мире для коммерческого использования и уникальна тем, что на базе одной конструкции созданы ракеты трех классов – легкого, среднего и тяжелого. Комплекс должен стать частью системы выведения космических аппаратов только российского научно-промышленного потенциала. В феврале на космодроме «Плесецк», где готовили старт легкой модификации «Ангары», побывал премьер Медведев. Ознакомившись с ситуацией, он заявил: «Характеристики «Ангары» находятся на уровне, который позволяет, надеюсь, успешно в будущем, конкурировать с лучшими мировыми аналогами… Создан очень существенный научно-технический задел, который будет востребован в процессе совершенствования всей ракетно-космической техники и инфраструктуры».

В 1994 году конкурс на создание «Ангары» выиграл известный центр им. Хруничева. А несколько лет спустя топ-менеджмент центра убедил руководство «Роскосмоса» и Минобороны резко изменить концепцию: вместо одной тяжелой создать семейство ракет-носителей, которое заняло бы все ниши космических запусков. Разразился скандал, поскольку решение приняли без конкурса, минуя и заседание Научно-технического совета отрасли, на котором проект, как говорят эксперты, наверняка бы зарубили. И правильно бы сделали, поскольку «Ангара» не взлетела, как планировалось, ни в 2005-м, ни в 2007-м, ни в 2010 г. Тогда проект аннулировали и объявили конкурс на другой, который центру им. Хруничева не достался. Но через год руководство «Роскосмоса» сменилось, и «Ангара» опять оказалась в фаворе. К тому времени проект съел более 160 млрд руб., и его решили довести до финала. И вот – очередной провал. В чем причина?

Ещё прошлым летом Счетная палата РФ заявила, что в отрасли «сложилась система коллективной безответственности. Затраты на создание и поддержание работоспособности отечественных спутников в четыре раза выше, чем у зарубежных, хотя относительные бюджетные расходы на космос в России в 2–3 раза выше, чем в США. В России нет системы космических метеонаблюдений, спутники создаются десятилетиями без надежды на их рыночную окупаемость. Россия не получает той пользы и выгоды, что имеют американцы, – ни в сфере практического и коммерческого применения, ни в сфере науки».

Действительно, цена того же "Протона-М" с 2001-го по 2013 г. выросла с 250 млн почти до 1,4 млрд руб., а полная стоимость запуска достигает $80-85 млн. Сравните: американская частная компания SpaceX недавно доставила кораблем Dragon грузы на МКС и возвратила "грузовик" на Землю за $84 млн.

Кроме глобальных, отрасль торпедирует развал предприятий. Средняя зарплата на головном заводе центра им. Хруничева в Филях не выше 30 тыс. руб., и это не прельщает классных специалистов. Уже давно центр привлекает рабочих любых специальностей из регионов. Не удивительно, что на 35 запусков ракеты «Протон» в последние 5 лет аварийными стали шесть. В космических аппаратах приборов и модулей российского производства менее 30%, но именно из-за них случается 95% поломок и отказов. Следователи даже заподозрили диверсии. Злоумышленников, правда, не нашли, но в трубопроводах лабораторного модуля для международной космической станции обнаружили стружку. Отправку модуля пока перенесли на 2017 год.

Экспертов просто ужасает качество российской продукции. Из 48 спутников ГЛОНАСС, запущенных с 2004 г., шесть потеряли на старте, 18 вышли из строя раньше срока. И нового почти нет. Доля неудачных запусков по "Рокоту" и "Протону" составляет 13,3 и 7,95% против 1,7% у американской Delta и полного отсутствия у Ariane и Atlas-5. Не обошлось и без коррупции.

Я упоминал частную американскую компания SpaceX, основанную Илоном Маска в 2002 году, через 12 лет после начала работ над «Ангарой». За это время SpaceX создала на пустом месте и запустила ракеты Falcon One и Falcon Nine, разработала свои двигатели для ракет Merlin, Kestrel и Draco. А её первый космический многоразовый корабль Dragon создан за 8 лет и впервые пристыковался к МКС в мае 2012 года. В декабре 2013-го SpaceX вывела на орбиту свой первый спутник. Сейчас SpaceX разрабатывает ракету Falcon Heavy, которая станет самой мощной из существующих. Идут испытания ракет с вертикальной посадкой. По оценкам экспертов, Илон Маск потратил на разработку семейства Falcon около $100 млн, а Россия на семейство «Ангары», согласно официальному заявлению главы «Роскосмоса» Поповкина, – $5,5 млрд, или в 55 раз больше. Но Falcon взлетел через 6 лет, а Ангара не стартовала и за 20.

Буквально вчера Еuronews сообщало, что Boeing и SpaceX, выиграв конкурс, займутся созданием нового пилотируемого космического корабля для НАСА. К 2017 г. он заменит «Шаттлы», списанные три года назад. Тогда истечёт и контракт, по которому американских астронавтов на МКС доставляют наши «Союзы». Чарльз Болден, директор НАСА, заявил: «Объединив изобретательность частного сектора с государственной поддержкой и уникальным опытом НАСА, мы не только сможем раздвинуть границы реальности, мы усилим нашу экономику и создадим рабочие места для людей».

Но вот и в России нынешним летом никому не известная компания Dauria Aerospace Михаила Кокорича вывела на орбиту четыре спутника Perseus-M. В 2015 году к ним присоединятся еще восемь, и появится первая частная группировка наноспутников. Беда в том, что у нас в чести государственный бизнес. Кокорич только через год получил разрешение на частоты, да и то лишь после встречи с министром связи. «Не потому, что кто-то был против, а просто система так работает", – сказал Кокорич.

Улита едет, когда-то будет?


21639