Вот беру в руки книгу, читаю и думаю: это как же нужно работать, сколько времени потратить на материал, чтобы чтение приносило удовольствие! А может, просто пофантазировать и написать так, чтобы каждый читатель подумал, что все описываемое – реальность. И на самом деле не важно, выдумка это или быль, главное, чтобы книга брала за душу, дарила мир разных эмоций, ощущений и переживаний. Да, владеть живым словом может только настоящий МАСТЕР.
В сентябре нынешнего года коренной тоболяк Вячеслав Юрьевич Софронов, российский писатель(!), профессор, доктор исторических наук, преподаватель на кафедре философии и культурологии Тобольской социально-педагогической академии имени Д.И. Менделеева, отмечает свой 65-летний юбилей.
Возраст серьезный, можно подводить уже некоторые итоги, мемуары писать, но Вячеслав Софронов об этом и не помышляет – весь в работе, в планах, в поиске… Автор десятков повестей, статей, публикаций, романов, многие из которых по-настоящему знаковые (исторический роман-трилогия «Кучум», учебники, монографии – список оттягивает руку, не перечислить всего), напряженно трудится, творит…
Как и все писатели, Вячеслав Софронов – человек сложный, не простой в общении, можно даже сказать – заковыристый. Есть в нём что-то от характерных героев старой сцены: и колоритная броская внешность, и внушающая уважение фигура, и барские манеры. Кажется, что вышел он на перрон из какой-нибудь чеховской пьесы, чаю ли попить, поразмяться ли, да так и заплутался в нашем времени. А может, сама атмосфера отставной сибирской столицы, где Вячеслав Юрьевич родился, где провел большую часть жизни, переполнена духом классического времени.
Софронов – потомственный учитель. Его отец работал в местном педагогическом институте, да и половина предков по отцовской линии так или иначе была связана с педагогикой. Особо благодарен писатель своей бабушке Ольге Ивановне, учительнице русского языка, ставшей для него главным наставником и в школе, и в литературе. Именно она привила будущему труженику пера основы языковой культуры.
...Он долго и безрезультатно обивал пороги «Мосфильма» и других студий с собственными сценариями. Кто-то посоветовал ему написать книгу на местном материале, авось кто из великих прочтёт и заинтересуется сюжетом. Так родилась первая повесть «Под знаком Рака», напечатанная в 1991 году в омском «Иртыше». Для начинающего автора это был настоящий успех. Но был ли автор, семь потов проливший над сценариями, начинающим?!
Литература захватила всерьез и надолго. Роману «Кучум» было отдано пять лет. Материала, фантазии, придумок хватило на три полновесные книги. Масштаб происходящего воистину впечатляет: события разворачиваются на пространствах от Сибири и Средней Азии до Турции и западных рубежей России, судьбы множества героев прослеживаются на протяжении десятилетий. Главная коллизия этого романа в том, что хан земли Сибирской Едигир, изгнанный из своих владений Кучумом, становится казаком Ермаком Тимофеичем и возвращается с русской дружиной в свои владения.
Что-то и в самой биографии Софронова есть эдакое, «ермаковское» – искатель, борец, где-то даже авантюрист, не зря же в последние годы его не застать в городе. Особенно поздней весной и летом – построил своими руками наш Мастер слова дом в умирающей деревне Белая и пчел стал разводить.
– Вячеслав Юрьевич, сейчас вы значительную часть времени проводите в деревне. Тяга к земле или там тайный источник того, что питает творческую натуру?
– Деревенский образ жизни не мной придуман, – говорит Софронов. – Подтверждением тому многочисленные дворянские усадьбы. Русской душе свойственно восприятие пространства в полном его объеме. На сердце чище становится, и душа радуется. А с радостью и жить легче. Но, когда покупал старенький дом в деревне, об этом не думал. Нужно было место для работы, чтоб не доставали жизненные реалии, вот и сбежал на три года. Там и проходил эмбрионально-литературный процесс. А как чуть вылупился, окреп, можно было и в город возвращаться. Пусть не совсем, не навсегда, но все же поближе к жизненному пульсу.
– А в деревне этот пульс не ощущается?
– Два десятка лет там не то что пульса, но и дорог не было. Держал лошадь в соседней деревне, чтоб, доехав туда на автобусе, до своего дома с рюкзаками верхом добраться. На лошади и пишущую машинку завозил, и все остальное тоже. Но, если честно, то время мне больше нравится, чем нынешнее автомобильное. Много комфорта вредит, делает нас разнеженными, не стойкими, перестаешь быть бойцом. Воюю я с самим собой прежде всего. Расслабляться не хочется. Хочешь чего-то достичь – начинай с себя. Ограничь в желаниях и реши, чего ты хочешь. Может, и получится. Чем больше работаешь, тем больше возникает искушений: написать это, потом другое. Построил дом, хочется еще и еще. Процесс познания бесконечен, не мной сказано. Господь не зря прописал смерть для человека как лекарство, которое излечивает от всех желаний. Иначе Земли как таковой давно бы не существовало. А так она еще поживет какое-то время.
– Скажите, чего бы еще хотелось достичь в этой жизни?
– Как и любому здравомыслящему человеку, хочется иметь последователей, продолжателей твоего дела. Это и дети, и ученики. Книги, согласитесь, не для себя пишутся, а для читателей. Вот и думается: кто-то, прочитав все, мной написанное, займется историей Сибири, продолжит начатое. И дома не только для себя люди строят, они же их детям достанутся. И потом, дети учатся, воспринимают твой образ жизни. Если ты все свободное время проводишь на диване, то с чего это вдруг твой сын займется чем-то другим, умеют все, что умею сам. Разве что книги не пишут, но, может, и к лучшему. Трудное это занятие, отдачу можно увидеть лишь через столетие, а то и совсем не увидеть. Обругают еще, что не своим делом занимался.
– В чем же главная трудность для сочинителя?
– Так я ответил: дождаться реакции со стороны читателей. Особенно в провинции. Мы же как бы писатели второго сорта в сравнении со столичными. Хотя лично мне грех обижаться на читательские отзывы – и были, и есть, и, надеюсь, будут. Другое дело, издательский процесс в центральных городах более упорядоченный и востребованный. У нас и фильмы не снимаются, и оперы не ставят, и много еще чего не… Провинциальный литератор, скорее, нонсенс, чем правило.
– Вас совсем скоро начнут чествовать, поздравлять с юбилеем, желать всего самого, самого… В том числе и творческих успехов, интересных находок… А что бы вы сами хотели пожелать вашим поклонникам, вашим ученикам и читателям? И , конечно же, традиционное: над чем работаете?
– Пожелать проще. Терпения! И стойкости… По-моему, Д.И. Менделеев сказал, что в России нужно жить долго, чтоб увидеть плоды своего труда. Он не успел, и мы в большинстве своем тоже вряд ли увидим их, плоды труда своего, пусть дети за нас порадуются. А работаю… об этом сказать труднее. У меня два направления: история и проза. Если приналяжешь на историю, то литература надолго исчезает с рабочего стола. И наоборот. Очень хочется дописать начатое, выпустить совместно с учениками книгу по истории Православной церкви в Сибири и… увидеть сочинения талантливых тобольских авторов. А они придут, уверен.



