Чиновник! Это звучит...

Классик соцреализма Максим Горький гордо звучащим назвал слово Человек. «Человек! Это звучит гордо!» – говорит маргинал Сатин, прозябающий в ночлежке, на дне человеческого общества. Он призывает не унижать Человека, а уважать его.

Чиновники – главное действующее лицо комедии «Доходное место», премьерой которой открылся 157 сезон Тюменского драматического театра, считают иначе. Для них гордо звучит слово «Чиновник». Унижать Человека для них главное предназначение и достоинство.

Они, походя, опошляют любое дело, которым занимаются, искажают и извращают смысл даже самых замечательных фраз, произносимых ими. К примеру, слова старинного студенческого гимна «Гаудеамус», с которыми группа молодых чиновников проходит через зрительный зал на сцену. Поют его на латыни, привожу здесь краткое содержание спетого: «Будем радоваться: жизнь коротка, и всех нас ждет могила. А пока – да здравствуют все девушки и женщины, достойные любви!»

Что для студентов хорошо – здесь звучит двусмысленно.

Актеры исполняют роли чиновников Департамента удивительно одинаковыми словами, лицами и поступками. Наверное, поэтому жилеты их промаркированы штрих-кодами и номерами, дабы начальство не утруждало себя узнаванием – кто перед ними.

Они прислуживают своим начальникам в Департаменте, что позволяет им легко преобразиться в официантов в ресторане, – по сути, они занимаются схожим ремеслом. Чиновничество показано в спектакле как зараза, как лихорадка Эбола, при контакте с больными трудно предохраниться от инфицирования и невозможно излечиться.

Вот Василий Жадов (Егор Медведев), племянник начальника Департамента Аристарха Вышневского (Владимир Обрезков), попав сюда явно по протекции, пытается «раскрыть дяде глаза», указывая на возможность подлога. Но вместо благодарности лишается высокого покровителя. Жить на одну зарплату, считая гроши, закусывать водку квашеной капустой, когда за соседним столом кутит чиновный планктон «шашлычок под коньячок» и сорит деньгами, Жадову невмоготу. И он смиренно пишет прошение о зачислении в чиновники.

Спектакль поставлен режиссером лауреатом Государственной премии России Геннадием Тростянецким в непривычном для классического театра стиле «камеди-клаб». Он, как конструктор, собран из отдельных элементов-номеров, украшающих, «как бантик сбоку», пожалуй, единственную в спектакле сквозную сюжетную линию Василия Жадова. Здесь есть место и рэпу, и классическим опере и балету, и танцам из ночных клубов. Любой из этих «номеров-аттракционов», думаю, может быть изменен, переставлен или даже исключен из постановки без смысловых для него потерь, хотя некоторые из них очень хороши. К примеру, семья покойного чиновника Кукушкина – вдова Фелисата (Елена Махнева) и дочери Юлинька (Эвилина Ризепова) и Полинька (Евгения Казакова).

Махневой удается показать мать двух бесприданниц одновременно и суровой, и доступной, и доброй, и расчетливой. По отношению к дочерям она действует, как дрессировщица, даже укротительница ... цирковых собачек. Для их устрашения Фелисата не выпускает из рук стека, но применять его нет необходимости – выдрессированные дочки, повинуясь мамаше, выделывают всякие балетные штучки, дабы покорить женихов. И покоряют. И сама вдова находит себе «бой-френда» – чиновника Акима Юсова (Константин Антипин). 169-4-4Антипину удалось оживить своего достаточно примитивного персонажа, сыграв его с хорошей долей доброго юмора. Хорош народный артист России Владимир Орел в роли губернатора Егора Глумова. Глумов – главный герой комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты», очевидно, сделал выводы из ошибок молодости. Дослужившись до губернатора и на словах производящий впечатление «слуги царю, отца чиновникам», он остался, как и был, прожженым циником. Ведь именно он произносит тост «Чиновник – это звучит гордо».

Спектакль, как булочка – изюмом, наполнен цитатами из русской и мировой литературы, поэтому постановщики посвятили его Великой Русской Литературе – главной идее русской жизни.

Основой постановки стала оригинальная пьеса Геннадия Тростянецкого и Елены Чижовой, написанная «по мотивам» пьес Александра Островского и Александра Сухово-Кобылина. Но откуда в ней так много намеков на современную жизнь, фактов и событий из неё?


21611