Сильны и красивы современные «кони»!

От железных колёс до кондиционера в салоне

У мальчишки не было большей радости, чем сидеть в кабине трактора рядом с отцом. И вот уже тридцать лет Михаил Кочнев работает инженером одного из крупных сельхозпредприятий Голышмановского района – ООО СП «Малышенское» и сам является наставником для молодых механизаторов.

На его глазах изменялись техника, технологии производства зерна, кормов и молока. Какие бы реформы ни происходили, предприятие и село держится на трудолюбивых, добросовестных людях, местных умельцах, изобретателях, крепких семьях, хранителях добрых традиций.

У дедушки с бабушкой Михаила Кочнева было 16 детей. Когда дед, а в конце войны и дядя, ушли на фронт, его отец, Федор, остался за старшего. С 12 лет он работал прицепщиком. После службы в армии и учебы в школе механизации парню доверили колесник «Универсал». В совхозе «Малышенский» Федор Кочнев проработал 47 лет.

– Отец рассказывал, что первые его тракторы были без кабины, с железными сиденьями и литыми колесами, с шипами вместо резины. Цепляли два плуга – и на пахоту. Увидел он свет, когда появились гусеничные. Последний десяток лет на бульдозере Т-130 грузил перегной для полей, зимой вывозил с лугов по снегу стога сена, делал дороги. Работы хватало круглый год, – делится воспоминаниями Михаил Кочнев, который в последние годы увлекся изучением истории не только своей семьи, но и родного села Малышенка.

Рассказы отца подтверждают старые фотографии. Что ни село, то свой колхоз. На несколько деревень был один комбайн, на котором работали сутками. Люди шли рядом, подставляя по очереди мешки. Наполнится мешок – забрасывали в кузов машины или на телегу с лошадью. Позже у комбайнов появился накопительный бункер для намолоченного зерна. Однако машин часто не хватало, и чтобы комбайн не простаивал, зерно высыпали на поле, потом ведрами загружали в кузов.

Но хватит истории, перенесемся в день сегодняшний. На площадке для хранения техники стоят четырнадцать новых, «с иголочки», комбайнов «Acros-580», готовых хоть завтра выйти на хлебное поле. Они пришли на смену американским «Case».

– Отечественную технику при поломке можем сами отремонтировать, запчасти своими руками в состоянии сделать, а не ждать из-за границы. Когда получили «Кейсы», в первый же год два комбайна вышли из строя. Из-за этого пару недель простояли в страдную пору уборочные машины... Пока переплавляли по морю другую партию, все компьютерное управление вышло из строя от сырости и соли. Признаюсь, спустя годы те «Кейсы» стали наполовину русскими, потому что наши мастера изрядно поработали над их «внутренностями», и сейчас, кстати, эти уборочные машины с успехом работают на полях Ставрополья, – рассказывает Михаил Федорович.

Переведешь взгляд на той же площадке для техники, увидишь современные тракторы яркого окраса, посевные комплексы, поднявшую «крылья» почвообрабатывающую технику. У каждого трактора сотни «лошадей» под капотом! Однако и сегодня без токаря, сварщика, кузнеца, как утверждает инженер, не обойтись. 141-2-2Любую деталь выправят – их везут сюда со всей округи. Местный кузнец Валерий Фатыма способен и огненную железную розу вынуть из горна вам в подарок.

– Бывает, выходят из строя сложные детали. Прихожу в мастерскую – начинаем вместе думать, а то и спорить. В итоге они точатся, варятся, куются, притягиваются ключом. Общими усилиями все получается, и машина снова в работе! – наблюдая за «манипуляциями» местных умельцев, добавляет инженер.

Поднявшись в салон трактора, Михаил Федорович поворотом ключа заводит агрегат. На дисплее высвечиваются параметры работы основных узлов. Ни шума, ни пыли, кондиционер помогает чувствовать себя комфортно. С высоты из кабины прекрасный обзор вокруг.

– Отец даже нафантазировать не смог бы, что придет в сельское хозяйство такая техника! – радуется Кочнев.


21207