Любовь Чистова: «Мечты сбываются…»

Окончание. Начало в №№ 133, 134.

Без личных амбиций

– Любовь Александровна, как вы ощущаете свою нужность людям, будучи в должности председателя Общественной палаты? Насколько эффективна эта работа, или вы относитесь к народникам-романтикам? – спросил кто-то из журналистов.

– Мне нравится это слово – «народник», – ответила Чистова. – Помню времена, когда были народные суды, народные дружины, народный контроль… А смысл работы Общественной палаты предельно прост – выявлять общественное мнение по наиболее актуальным, злободневным проблемам. Важно донести наболевшее до власть имущих, предложить пути решения, а затем обязательно проконтролировать реализацию.

– Есть примеры, когда власть прислушалась к мнению членов Общественной палаты и приняла решение, взяв за основу её позицию? – интересуюсь я.

– Поначалу чиновники воспринимали наши попытки повлиять на ситуацию как нечто мелкотемное, отрывающее от более важных дел. Неохотно откликались на приглашения поучаствовать в наших мероприятиях. Но прошло время, и отношение к нам изменилось. Мы на первом своём Гражданском форуме инициировали создание общественных советов во всех муниципальных образованиях и добились того, что ни один из этих советов не возглавляет чиновник. А вспомните, сколько раз поднимался в Ханты-Мансийске вопрос о самовольном захвате земли, самовольных постройках! Ситуацию во многом помогло «разрулить» заседание нашего территориального комитета, на которое пришли не только чиновники городской администрации с отчётом, но и все, кому это не было безразлично.

Главное, пожалуй, в том, что абсолютное большинство югорчан действительно поверило в эффективность нашей работы, интерес к нам заметно повысился. При этом те члены палаты, которые вынашивали личные амбиции, любили заседать в президиуме и козырять корочкой, вскоре вынуждены были сложить полномочия. Остались самые достойные – неравнодушные, честные, трудолюбивые.

«Мы росли вместе с великой страной»

Из воспоминаний Любови Чистовой: «Ханты-Мансийск моей юности – это маленький провинциальный городок, в котором практически все знали друг друга. Тогда на весь город было всего две машины «Волга»: одна относилась к исполкому, а вторую водил бывший директор школы №1, фронтовик Юрий Георгиевич Созонов. Замечательный человек, он вдохновил местных пионеров и комсомольцев на создание музея боевой славы. Под его началом мы вели обширную переписку с участниками Великой Отечественной войны, создавали первые поисковые отряды, изучали историю родного края. А самое важное – мы зарабатывали деньги на памятник советским воинам, погибшим на полях сражений, и высадили аллею деревьев. Старшие товарищи охотно давали нам советы, направляли в нужное русло нашу работу. Мы отлично знали, чем живёт наша большая страна, и были готовы помогать ей всеми силами. В нас сочетались и романтика, и гордость, и беззаветная любовь к Родине, и несокрушимая вера в счастливое будущее.

Да, у каждого из нас, комсомольцев 60-х, судьбы сложились по-разному. Но сегодня я могу с уверенностью сказать: взлёты и падения, серьёзные испытания, которые выпали на нашу долю, закалили характер людей нашего поколения. Мы росли и мужали вместе с великой страной и счастливы этим!».

Детективы и Ванька-встанька

Чистовой принадлежит несколько книг, написанных в разные годы. В лихие 90-е жители Югры до дыр зачитывали сборники документально-художественных сюжетов, основанных на прокурорской практике.

– Те первые, криминальные рассказы – не более чем литературные опыты, – считает Любовь Александровна. – Да и они – результат стечения обстоятельств. Во-первых, я больше месяца сидела у кровати угасающей на глазах больной мамы. Когда она спала, я делала наброски каких-то текстов, пытаясь отвлечься от мучительных переживаний. Из глубин памяти всплывали человеческие трагедии, подробности уголовных дел, лица и характеры участников судебных разбирательств, на которых я выступала в роли государственного обвинителя. Судебное заседание, скажу я вам, это целый спектакль, где всем участникам отводится своя роль. С годами я научилась разбираться не только в тонкостях этого действа, но и в особенностях людской психологии.

В 2009 году вышла книга «Любовь. С любовью. О любви». Читатели приняли ее очень благосклонно, они убедились в том, что автор – простая русская женщина, которой присущи лучшие черты жены, матери; при этом талантливая во всем: в профессии, общественной деятельности, домашнем хозяйстве, литературном творчестве.

Вот что написал в послесловии к одной из книг Любови Чистовой член Союза писателей России, депутат Тюменской областной Думы Сергей Козлов: «Когда-то я столкнулся с прозой Чистовой в её первой книге «Детектив». Помню, отнёсся к тексту бывшего прокурора с предубеждением, но, открыв книгу, дочитал до конца. Удивительные, порой жуткие истории из следственной практики, проникнутые психологизмом, драматизмом и наивной, но такой нужной верой в справедливость, достоверные характеры и портреты героев. Новая книга Чистовой – об уважении к личности, долге, порядочности и непреходящих ценностях. Главное в ней – та самая любовь, которой сегодня так не хватает в этом мире».

Наблюдательные коллеги Чистовой обратили внимание на то, что Любовь Александровна во время собраний и всевозможных заседаний машинально рисует на чистых листах бумаги… симпатичных неваляшек, оригинальных ванек-встанек, продолжая при этом внимательно следить за ходом мысли докладчиков и выступающих. На вопрос, почему возникают именно неваляшки и ваньки-встаньки, смущённо поясняет, что ничего другого рисовать просто не умеет.

Не надо быть психологом, чтобы догадаться: если человек, не задумываясь, рисует фигурки, которые в принципе невозможно положить на лопатки, то этот человек – боец!

«Люблю возвращаться домой…»

Настоящей отдушиной и громоотводом, заветным местом, где душа отдыхает и хочется думать о вечном, стал для Чистовой загородный дом.

«Однажды мы с друзьями приехали на дачу Любови Александровны, – рассказывает один из коллег Чистовой по общественной работе. – Нас встретил её муж – гостеприимный Виктор Николаевич. Нас поразило невероятное количество цветов по всей территории дачного участка, ухоженность грядок, обилие овощей, экзотических кустов. А добротный, уютный дом и радушная атмосфера, которую хлебосольные хозяева умеют создать для своих гостей, и вовсе запомнились навсегда.

В свободное время Любовь Александровна любит делать овощные заготовки и варить варенье. Своими запасами она с удовольствием одаривает людей.

А еще любит Чистова стряпать пельмени – много-много, и обязательно в одиночестве. Говорит, что в это время приводит в порядок свои мысли и принимает важные решения. Любовь Александровна рассказала, что лето она с мужем проводит на даче вместе с внуками: «У нас принято проводить театрализованные праздники по собственным сценариям, в подготовке которых участвуют и взрослые, и дети».

«Свой путь, свой удел, свой уклад…»

Тот неоспоримый факт, что Любовь Чистова – человек в общении простой и приятный, вынуждены признать даже те, с кем она по долгу службы обязана быть подчёркнуто серьёзной и деловой.

– Я привыкла всегда проводить чёткую грань между служебными и бытовыми отношениями. Многолетняя работа в прокуратуре научила меня многому из того, о чём представительницы других профессий даже не догадываются...

По словам бывших сослуживцев из прокуратуры, Любовь Александровна всегда умела незаметно втянуть в разговор даже самого замкнутого в себе «фигуранта», заставить его быть предельно открытым и честно отвечать на конкретные, жёстко аргументированные вопросы. Выслушивать подобные исповеди, не теряя самообладания, и мужчинам крайне трудно, чего уж о женщине вспоминать. Но такие психологические дуэли необходимы, чтобы выяснить, как и почему было совершено то или иное преступление, понять логику действий.

В годы прокурорской работы в поле зрения Любови Чистовой всегда находились сложные уголовные дела, связанные с тяжкими преступлениями. А вникнуть в суть кошмарных подробностей и добиться для упырей справедливого приговора – это вам не фунт изюма.

Не менее драматично складывается порой и сегодняшняя, «общественно-гражданская» жизнь Любови Александровны. В калейдоскопе событий и судеб мелькают такие сюжеты, что и Шекспиру не снились. Здесь характер нужен сильный, волевой, атакующий. И он, поверьте, всегда был и есть у Чистовой.


21129