В 1944 году Тюмень получила статус областного центра, но, по сути, она оставалась небольшим провинциальным городком. Тихие улочки с невысокими домами, грязи по колено, деревенский уклад жизни. За 60 лет город вырос, особенно стремительно шло его развитие за последние 5-6 лет. Теперь Тюмень по праву называют областной столицей.
О ее истории и перспективах роста рассказывает почётный архитектор РФ Борис Медведев:
– Плановое развитие первого русского города в Сибири началось в ХVIII веке. В советское время первые генпланы начали разрабатываться только после Великой Отечественной войны. Генплан 1946 года предусматривал рост численности населения Тюмени до 125 тысяч. В 1963 году цифра возрастает до 375 тысяч жителей.
Шестидесятые годы – это период жилищного строительства. Тогда пришла новая идеология – строить микрорайоны из крупнопанельных домов массовых серий. В Тюмени популярными стали дома 437-й серии, впоследствии названные хрущёвками. Характерные их представители находятся в районе КПД, телецентра. Были дома и кирпичные, 447-й серии. Это, например, магазины «Буратино», «Прогресс», часть застроенной улицы Мельникайте.
Когда я приехал в Тюмень, мне казалось, что чрезвычайно новаторски, очень красиво складывается и улица Республики, и улица Мельникайте. В городе – деревянные дома, бараки, представители классической архитектуры, и вдруг такой всплеск нового! Тюмень приобретала совершенно иной облик.
– Главное, люди получали от государства желанное жилье…
– Да, обеспеченность благоустроенными квартирами резко возросла. Причем жильё получали бесплатно, и, конечно, появилась большая надежда на то, что в недалеком будущем жилищная проблема успешно решится.
– Борис Петрович, но именно благодаря открытию нефти и газа Тюмень росла буквально на глазах.
– Здесь начался строительный бум. Московские, новосибирские институты проектировали типовые здания, клубы, столовые, спортивные сооружения. И по всей стране строительство велось только по их проектам. Считалось, так экономятся средства на проектировании, строительство идет быстрее. Если уж освоен какой-то тип дома, впоследствии можно возводить его, как говорится, не заглядывая в чертежи.
В стране работало 350 заводов крупнопанельного домостроения. В Тюмени, например, действовали ДСК Главтюменьпромстроя, ДСК Главзапсибжилстроя, ЖБИ-3. В городе действительно активно вводилось жилье. В конце 80-х годов на одного человека приходилось 17,5-18 кв. метров. Это хороший показатель, но квартирная проблема не была решена.
– Почему?
– Произошел переход на крупнопанельное домостроение, где превалировали профессии монтажника, бетонщика, сварщика. Высококвалифицированные маляры или столяры, специалисты по ландшафтной архитектуре, по благоустройству оказались не востребованы. Качество строительства, особенно в 80-х годах, катастрофически стало падать. К тому же выяснилось, что крупнопанельное домостроение – это один из самых дорогостоящих, материалозатратных видов строительства.
– Я бы еще добавила, получилась ущербная архитектура. В каждом городе выросли одинаковые, как близнецы-братья, дома, улицы. Сразу же вспоминается кинокомедия «Ирония судьбы, или С легким паром». Вы в те годы уже что-то строили? Кстати, вы коренной тюменец?
– Я родился в Иваново, городе невест. После армии приехал в Тюмень, работал каменщиком в СМУ-2 треста Тюменьгазстрой. Строил дом, в котором разместился магазин «Буратино». Затем учился в Новосибирском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете. Мне посчастливилось слушать лекции выдающихся советских ученых, знаменитых архитекторов. Они подтолкнули к опыту мировой архитектуры. К огорчению, выяснилось, что крупнопанельное строительство нигде в мире не существует.
В зарубежных странах работы велись по методу «стройплощадка – мини-завод». В 70-х годах в Ленинграде шведы вели строительство гостиницы «Прибалтийская». Поразило, как все продумано. Все конструкции готовятся на строительной площадке, завозятся только бетон и арматура. Прекрасные бытовки, прекрасное оснащение инструментом. Я впервые тогда увидел вентилированный фасад. Через 20 лет зарубежный опыт пришел в Тюмень. В необычайно короткие сроки с применением новых технологий построили «Кволити-отель Тюмень». Тюменцы начали осваивать вентилированный фасад, который позволяет делать стену тонкой, а за счет утепления и воздушной прослойки обеспечить необходимый температурный режим в доме. Получается очень большая экономия строительных материалов и теплоэнергии. Сегодня тюменские специалисты успешно внедряют зарубежный опыт.
– Да, архитекторы удивляют нас своим творчеством. Некоторые здания довольно удачно демонстрируют современные тенденции в зодчестве.
– Как раз 90-е годы стали переломными в развитии Тюмени. Было отменено типовое проектирование, дома начали строить только по индивидуальным проектам. Новые технологии развязали руки архитекторам. На улицах города появились здания, о которых раньше только мечтали. Это, например, «Президент-отель», гипермаркет «Южный». Театр кукол после реконструкции превратился в настоящий дворец сказки. Это и индивидуальные жилые дома. И все делается с помощью современных технологий и отделочных материалов.
– Любопытно узнать, что в областном центре появилось по вашим проектам?
– Сюда я приехал уже подготовленным архитектором. После вуза проработал четыре года в одном из сильнейших проектных институтов страны – новокузнецком Сибпромстройпроекте. А в Тюмени довелось проектировать Выставочный зал, который сегодня превратился в «Международную ярмарку», жилые дома по ул. Грибоедова, Короленко, Энергетиков. Являюсь соавтором проекта реконструкции Центральной площади.
– Если в застойные годы зодчим не давали возможности самовыразиться, то теперь появилась другая крайность – жесткое требование заказчика.
– Я думаю, архитекторам сегодня можно (и нужно!) творчески самовыразиться. К счастью, есть много заказчиков, которые хотят за свои деньги получить необычное сооружение. Так появились гостиница «Шаим», здание Запсибгазпрома, ресторан «Седьмое небо». Выработан еще ряд очень интересных проектов, например, торговый центр по ул. М. Горького. Сейчас работать приятно. Раньше экономили буквально на всем: на цементе, на металле, на дереве. А если какое-то изменение вносилось в типовой проект, то необходимо было ехать в Госстрой. В 60-е годы в Тюмени не построили ни одного индивидуального здания. Знаменитые 12-этажки, в которых расселились партийная и советская элита, были проектами повторного применения. Хотя существовало несколько десятков серий крупнопанельных домов, но все они получились на одно «лицо». Потому что пальма первенства была у Центрального проектного института «Жилище». Даже печально вспоминать те годы.
– Почему сегодня в Тюмени так много строится?
– Тюмень занимает важное геополитическое положение, имеет транспортную связь федерального уровня. Это первый город Сибири, он привлекает и будет привлекать инвесторов.
– И все же от умелого руководства властей зависит то, как развивается и будет развиваться наш город.
– Безусловно, роль областной и городской администраций в этом вопросе ведущая. Во-первых, надо создать условия, чтобы шли инвестиции и чтобы город выглядел привлекательным. Тюмень превращается в чистый, благоустроенный, развивающийся мегаполис. Значит, в него надо вкладывать капиталы.
Тюмень – один из немногих городов России, имеющих высокие темпы развития. У нас строится много дорог, но, к сожалению, не хватает автомобильных развязок. И надо принимать смелые решения по строительству транспортных магистралей, сносу ветхого жилья.
– Радует, что областной центр всё чаще избавляется от асфальта, который предаёт пространству серость, к тому же асфальт экологически вреден. Улицы выкладывают плиткой.
– Это можно назвать одним из фасадов города, потому что мелкоштучные элементы создают соразмерный масштаб. Происходит приятный визуальный и непосредственный контакт с плиткой, по такой дороге, кажется, даже идти отрадней.
– Конечно! Тем более есть куда сходить. Тюмень за последние годы приобрела Цветной бульвар, цирк, новое здание театра драмы, обновленную филармонию, набережную.
– Я бы отметил патриотизм руководителей области, города, всех жителей, строителей и архитекторов. От нашего доброго отношения к Тюмени зависит, станет ли наш город еще красивее, еще комфортней.



