Дом с привидением

…А во центре города дом стоит. Невелик, но мил да пригож собой. Выходили на крыльцо девки красные – спели песни, народ потешили. Выходил им вослед добрый молодец, на старинный лад Авксентием прозванный.

И сказал нам Авксентий такие слова: “Я тюменский купец первой гильдии, вот торговый дом и контора моя. Я живу и тружусь во усердии, со своими братьями родными. Мы прославились маслотоплением, изготовкой крахмала да патоки. Кренделя колмаковские, пряники всем известны во крае Тюмении”. Вот так, былинным слогом, в Литературно-краеведческом центре объявили об открытии экспозиции “Усадьба Колмаковых: память места”.

Основу ее составляет макет усадьбы купцов Колмаковых, созданный тюменским художником Борисом Трофимовым. До революции краснокирпичный флигель, в котором сегодня живет Литературно-краеведческий центр, составлял ансамбль с двухэтажным домом, хлебно-бакалейным магазином братьев Колмаковых, тремя складами, баней, хозяйственным двором и садом. До наших дней уцелели главный дом (ул. Республики, 44), каменный склад (ул. Республики, 42/3) и флигель, где работала бухгалтерия Колмаковых (ул. Первомайская, 14). После установления советской власти у домика не раз менялись хозяева – тюменцы постарше проходили в нем рентгенографию, а позже некоторые наверняка заглядывали в обитавший там магазин особого назначения… Четыре года назад благодаря администрации города во флигеле открылся Литературно-краеведческий центр, который многие знают как музей Владислава Крапивина. И новые жители старого дома задумались о его изначальной истории. Что было в этом теремке о двадцати четырех окнах и двадцати двух дверях? Кем он построен, кому принадлежал?

Чтобы ответить на эти вопросы, потребовались совместные усилия многих увлеченных людей, которые выдвигали идеи, собирали информацию, обсуждали свои находки и открытия… В их числе Светлана Молонок, директор Централизованной городской библиотечной системы, в которую входит центр, заведующая его экспозиционным отделом Надежда Васькова, историк-краевед Валерий Чупин. Макет усадьбы дополнили уникальными экспонатами из фондов Тюменского областного музейного комплекса, Ялуторовского музейного комплекса и Заводоуковского краеведческого музея. Особый интерес представляют книги из личной коллекции Кирьяка Колмакова (Ялуторовск) с его автографами и тиснеными инициалами и большая овальная печать товарищества братьев Колмаковых (Заводоуковск). Этой печатью ставили оттиски на мешках с мукой. На архивных фотографиях можно увидеть здания, принадлежавшие Колмаковым в Тюмени, их главную производственную базу под Заводоуковском и, конечно же, членов многочисленного семейства, начиная с пращура Василия Корниловича – крестьянина из старообрядцев. Правда, под большинством фотографий после имени стоит знак вопроса – полной уверенности в том, кто есть кто, у исследователей нет. Но каковы лица! Самое сильное впечатление производит именно Василий. Армяк из грубой толстой ткани, короткая, по-крестьянски встрепанная борода в сочетании с правильными, сильными чертами и суровым взглядом. Такой подошел бы древнерусскому удальцу, не привыкшему ни перед кем ломать шапку. А вот сломать привычный уклад ради новой жизни в купеческом сословии – для этого Василий Корнилович как раз годился.

Он купил землю на реке Ук в Ялуторовском уезде близ деревни Заводоуковской и завел там мукомольное производство, с которого все и началось. К мельницам добавились другие предприятия – кожевенное, мыловаренное, салотопенное, маслоперепускное, бондарный завод. Большим спросом, особенно у старообрядцев, пользовались колмаковские пряники и кренделя. И не только потому что были вкусными – перед выпечкой тесто раскатывали в лист, оттискивали на нем текст одного из псалмов, затем лист нарезали на плитки, так что на каждую приходилось по нескольку священных букв…

У Василия Колмакова было две дочери и шестеро сыновей. Один из них – Степан – в 80-е годы XIX века и построил большой каменный дом на углу Царской улицы и Базарной площади (ныне угол Республики и Первомайской). У него была недвижимость на Спасской, Войновской, Телеграфной, но основной своей резиденцией он сделал новую усадьбу, стоявшую на пути от пристани к железнодорожному вокзалу. Принято считать, что Колмаковы порадели о том, чтобы железная дорога Тюмень – Омск прошла через Ялуторовск и Заводоуковск, а не тридцатью километрами севернее, как предполагалось вначале, рассказывает директор ялуторовского музея Павел Белоглазов. Ходил слух о взятке в пять тысяч рублей.

Сыновья Степана Васильевича, Авксентий и Кирьяк (Кирияк), в начале XX века основали собственное пароходство, их суда плавали по Туре, Тоболу, Иртышу. А еще братья многое сделали для развития Ялуторовска и Заводоуковска. Кирьяк Степанович, выпускник Московской сельскохозяйственной академии, учредил первый в Зауралье сельскохозяйственный музей, раздавал крестьянам семена – результат селекции, внедрял новые сельскохозяйственные технологии. Это благодаря ему, считает директор заводоуковского музея Леонид Басов, деревня Заводоуковская превратилась в город. В Ялуторовске Кирьяк Степанович издавал “Крестьянскую газету” – первую в городе, труды местного отделения московского общества сельского хозяйства… При этом собрал богатейшую библиотеку с книгами на самые разные темы и не забывал участвовать в семейном бизнесе, во главе которого стоял Авксентий.

Жизнь директора-распорядителя товарищества братьев Колмаковых оборвалась самым драматическим образом. Его нашли убитым в собственной бухгалтерии, то есть в том самом флигеле, где ныне развернута экспозиция. Известный тюменский краевед Александр Петрушин изучил материалы следствия. Рассматривались две версии, основанные на древнейших мотивах, – деньги и женщины. На дворе был 1917 год, убийцу так и не нашли – закончить расследование помешала революция. А десятилетия спустя в рентген-кабинете будто бы сфотографировали призрака. В доме с историей непременно должно быть привидение! “Думаю, дух купца Колмакова сегодня здесь, и мне почему-то кажется, что он доволен”, – заключил Александр Антонович.

Что ж, очень может быть. Ведь впервые за неполных сто лет в Тюмени так много и подробно говорили о роде Колмаковых – говорили с уважением, воздавая дань делам и заслугам тюменских купцов. А миниатюрную копию их усадьбы рассматривали как драгоценную диковину, островок прошлого, восставший из пучины времен. Борис Трофимов устроил так, чтобы в окнах строений горел уютный свет, а в главном особняке прорисовал интерьеры – ориентируясь на снимки, сделанные в других зажиточных тюменских домах того времени. Если внешний облик усадьбы удалось достоверно воссоздать по фотоматериалам, планам и описаниям, то сведений о внутреннем убранстве дома Колмаковых не сохранилось. Известно, что на втором этаже помещалась контора товарищества и квартира Авксентия Степановича, а первый этаж арендовали купцы Колокольниковы под чайный магазин. 135-6-1Собственный магазин Колмаковых находился в отдельном здании и смотрел на базарную площадь.

Экспозиция является частью долгосрочного культурно-просветительского проекта “Открой свой город заново”, реализуемого при поддержке городского департамента по культуре. “Валерий Чупин и Борис Трофимов подтолкнули нас к идее продолжить восстановление исторического облика города, – говорит Светлана Молонок. – Наш следующий проект коснется еще одного памятного места Тюмени – это улица Царская, то есть современная Республики, ее замечательный отрезок от улицы Дзержинского до Первомайской”. И тогда мы узнаем, что скрывалось за вывеской “Брандтъ”, где был ресторан “Сибирь”, а где единоверческая церковь, и старая Тюмень вновь приоткроет нам свои тайны. Ровно настолько, чтобы мы поняли, сколь многого еще не знаем…


21117