«Челюскинский» вариант

Завсегда интересно почитать в сетях форум автомобилистов: диалог ядреный, с горькой приправой.

– Сумасшедшие пробки. Водители – дебилы: вот опять ДТП, два часа не могу выбраться из затора. Вы там из ГИБДД, откройте глаза!

Ответ:

– Там крайняя перенасыщенность транспорта. Высылаем наряд.

– Какой наряд?! Нужен пост круглосуточного действия. Но и пост не решит проблему. А слабо организовать реверсивное движение: по «мельникайтевскому» мосту едем в город, по «челюскинскому» – из города?

– Пока возможность не представляется…

У нас ничего невозможного нет, через каких-то пять-шесть лет вопрос решился. Проект называется «Реконструкция автодорожного моста в створе улицы Челюскинцев». На самом деле это не реконструкция, а строительство абсолютно нового объекта, который встанет под углом 85 градусов к существующему. Старый, понятно, тоже обновят. Но потом. А пока веду репортаж с фронта работ.

Монтажники «Мостостроя-12» с ходу взяли быка за рога. Под объект предстоит соорудить 5 опор – значит, четыре пролета над Турой, в том числе судоходный. Опора №5: забиваются железобетонные сваи диаметром 600 мм в количестве 24 штук. Вон вовсю хлопает дизель-молот «Ропан». Другие опоры будут держаться на буронабивных сваях диаметром в полтора метра, погруженных в глубь земли на 30 метров. Кстати, дно здесь твердое, а не болото, как в недрах по улице Монтажников – там и сваи по терминологии «висячие», а под Турой, выходит, «стоячие». На третьей опоре пока опущено шесть свай. Ближе к готовности опора №4. В сей момент исполняется ростверк, ощетинившийся стальной арматурой.

– Под ростверком 15 свай – по пять штук в три ряда, – рассказывает монтажник, старый знакомый Арман Колданов, – теперь сюда надо залить 210 кубометров бетона, 70 «кубиков» уже в теле. До конца смены с задачей справимся.

Смесь подает специальная установка, которой командует оператор Андрей Ткачев. У него на груди пульт с кнопками. Щелчок – и пошел процесс. У агрегата насос, поднимающий давление до десяти атмосфер. Но сначала подъехала автосмесительная установка с вращающимся миксером, пятится назад. Сейчас должна произойти мягкая стыковка желоба одного аппарата с бункером другого. Как в космосе. Хоп – готово! И вот уже машина отъезжает за следующей порцией. Не успеваю расшифровать на борту техники жирные иероглифы.

Чего уж, на автобетононасосе тоже малопривычная надпись, зато имеется перевод на английском: ZOOMLION – производство КНР. Что характерно, наравне с германскими буровыми установками Liebherr и Bauer, японским Kato, на тюменском берегу комфортно чувствуют себя китайские Sany. Китайская матчасть, возможно, несколько хуже качеством, но значительно дешевле. Не так давно я писал в «Тюменской правде», дескать, для того чтобы меньше зависеть от стран ЕС, нам надо установить более тесные контакты с государствами БРИКС. Вот, делаю вывод, в 2015 году в городе Казани состоится саммит. Там и решится всё.

Полагаю, в перспективе станем отовариваться дорожно-строительной техникой из Санта-Фе (Аргентина) – кстати, хвалят. Клуб назовут, возможно, АБРИКС, БРИАКС или БРИКСА. Ошибся, саммит случился уже 15 июля текущего года – в бразильском городе Форталеза. Там тепло приняли нашего президента Владимира Путина. Похоже, скоро и от долларов уйдем – ну, сколько нас может давить Америка. И ведь даже «натовская» Турция просит нас об этом.

Опоры №№ 5,3,4,1 по проекту находятся в Зареке, а опора №2 – в городе. Под неё в настоящий момент отсыпают остров, который вдается в фарватер Туры. Через пару дней остров будет готов. Далее элементарно: пробурят скважины, опустят в них те же 15 буронабивных свай, затем смонтируют шпунтовое ограждение – «Ларсен-5», следующими операциями станут выбор грунта, укладка тампонажного слоя бетона, создание ростверка, а там уже идет сооружение самого тела опоры.

…Мост в створе улицы Челюскинцев родился не под счастливой звездой. Ввели в эксплуатацию под «красную» дату: на октябрьские (ноябрьские) праздники 1961 года запустили движение транспорта. А комиссия акт о госприемке объекта не подписывает, так как обнаружилось, что сталь несущей конструкции не соответствует проекту. Мало ли, вдруг рухнет. Только через два года первый секретарь обкома Б. Щербина, рисковый мужик, разрешил завизировать документ. И все же в 1965 году мост поставили на починку. В 1981-м «челюскинский» снова потребовал основательного ремонта. Последующие три года использовали, полагаясь на авось. Только в 1984 году власти пришли к выводу, что дальнейшая эксплуатация опасна. Капитальный ремонт завершили с опережением графика. Затем мост работал ещё 11 лет. До следующей починки.

К слову,«челюскинский» построил «Мостоотряд №36» (ОАО «Мостострой-11»), правда, фирма в те времена называлась «Мостопоезд № 464». Наверное, было бы правильно на следующую реконструкцию отдать ему же. Однако тендер выиграл «Мостострой-12». Похоже, «одиннадцатый» попал в немилость, в чем-то провинился. Трудности у коллектива, чувствуется, есть, но нет сомнения в том, что генеральный директор, заслуженный строитель РФ Николай Руссу выведет фирму из прорыва. К этому вопросу мы как-нибудь вернемся, а пока обратимся к героям дня.

На стройке немало выпускников Сиб-АДИ, ныне университета. Вот ребята после второго курса проходят на «челюскинцев» производственную практику – это Александр Михайлов, Владислав Ивахненко, Николай Винидиктов, Игорь Рачинский. Собираются стать проектировщиками дорог и мостов, но пока что зачислены простыми рабочими. А вот их старший однокашник Дмитрий Дорогобид трудится здесь в должности заместителя начальника строительной лаборатории. Между прочим, защитил в СибАДУ диссертацию – короче, остепенился, теперь он – кандидат технических наук.

Ясное дело, связь науки с практикой приносит добрые плоды. Взять хотя бы бетонные работы. Бетон тут везде: им прямо на месте заливают обсадную трубу буронабивных свай, он в теле опор и ростверков. Конечно, впереди планеты всей славное ноу-хау.

– На объектах холдинга «Мостострой-12» применяем суперпластификатор GLENIUM-115 третьего поколения на основе поликарбоксилатного эфира, – вводит в курс инженер-лаборант Елена Скоробогатова. – Рассматривались и апробировались различные добавки. Но все-таки мы остановились на «глениуме». За время использования этой добавки экспериментальным путем подтверждено ускорение набора прочности бетона.

Короче, уже на четвертый день залитый бетон можно пускать в дело, то есть монтировать на буронабивных сваях ростверки, стойки… Традиционно бетон набирает прочность за 28 дней: выходит, строительство ускоряется в 7 раз. Сокращается цикл укладки, уменьшаются трудозатраты.

На качестве бетона, соответственно, свай и опор, подробно остановились на том основании, что мировая и отечественная практика встречается с фактами разрушения мостов как в период эксплуатации, так и в момент строительства. Что касается холдинга «Мостострой-12», такого не наблюдалось.

…На Зареке то тут, то там полыхают бело-голубые огни электросварки. Знакомимся с мастером огненного шва: Анатолий Белюра, сварщик 6-го разряда.

– Строил много чего в Москве, Химках, Сергиевом Посаде, но в последние годы работал на Ямале, ведь «Мостострой-12» весьма активно участвует в освоении нефтяных и газовых месторождений. А сейчас перекинули в Тюмень. Вахту – полтора месяца – отработаю и уеду домой в Днепропетровск. Там у меня жена и двое детей. Душа болит, звоню каждый день. Что там творится!

– Похоже, вы разлюбили Украину.

– Она нас разлюбила. Платить электросварщику высшей категории за месяц работы 2000 гривен – смешно до слез.

– Зато в карательном батальоне Коломойского отстегивают 500 гривен за сутки, – это говорит не Анатолий Белюра, а его земляк. По известным причинам ф.и.о. не называю, но рассказ рабочего заношу в блокнот:

– Как из Тюмени приезжаю в отпуск в Днепропетровск, так в моей квартире немедленно появляется агент, вербует на войну. Я человек православный, хожу в церковь, читаю Библию, а в ней говорится: «Кто возьмет в руки меч, тот от меча и погибнет». Это внушает нам и русский батюшка. 134-2-4Кстати, начались гонения на православных служителей церкви. Мы никогда не пойдем убивать русских братьев. Мы любим Россию.

Не хотел вдаваться в политику, грязное это дело. Увы, из песни слова не выкинешь.

… А объект будет смонтирован уже в этом году. Завод «Тюменьстальмост» изготовил для него не только пролетные строения, но даже все болты, гайки и шайбы. Провел контрольную сборку. С монтажом над Турой проблем нет. Движение запланировано реверсивное: по новому мосту едем в город, по старому – из города. Значит, две полосы туда, две – обратно. Есть опасения в плане прокладки автодорожных подходов, потому что нецелесообразно укладывать асфальт в осенне-зимнюю пору, не сезон. Но темп задан – что надо!


21104