Покорять Тюмень я приехала сорок лет назад после окончания школы. Как и многие, мечтала поступить в институт. В первое время поселилась у тёти, которая жила на улице Жигулёвской. Эта часть Тюмени только начинала застраиваться, и вся её территория напоминала болото – ни дорог, ни тротуаров.
Вуз, куда я отправилась на следующий день, находился там же, где и сейчас, на Семакова, 2. Пошёл дождь, и проложенная пешеходами тропинка мгновенно превратилась в липкое месиво. Шаг – и правая туфля прилипла к дорожке. Я попыталась освободить ногу из капкана, но вытащила её из туфли. Однако не упала и вернулась в исходное положение. За время этого манёвра крепко приклеилась к тропинке левая туфля, и я, двигаясь по инерции, ступила босой ногой в грязь. Стало ясно: надо возвращаться. Дождь усиливался, началась гроза. Я разулась и пошла босиком. Сделав несколько шагов, поскользнулась и грохнулась на спину. Таким было моё первое знакомство с Тюменью.
Утром тётя выдала мне сапоги, а отмытые туфли завернула в газетку и положила в крупную сетку. Такие авоськи были тогда в моде. «До автобусной остановки дойдёшь в сапогах, а в центре переобуешься в туфли», – напутствовала тётка. Так я и делала потом в дождливую погоду.
В наш микрорайон ходил единственный автобус с символическим названием «единица». Ближайшая остановка располагалась на улице Харьковской. Автобусов было мало, ходили они редко, поэтому в ожидании транспорта собиралась огромная толпа. Очередной «черпак» брали приступом. «Продвиньтесь вперёд! – умолял или требовал уцепившийся за поручень пассажир. – Всем ехать надо! Выдохните!». Толпа послушно выдыхала, и счастливчик просачивался внутрь. Но двери не закрывались. «Отпустите двери, – призывал водитель, – или будем стоять». Некоторое время он действительно стоял, но картина не менялась. Тогда он начинал двигаться и, слегка разогнавшись, резко тормозил. Пассажиры утрамбовывались, и оказывалось, что в салон могут войти ещё человек десять. «Женщина, дайте пройти, встаньте боком», – умолял молодой человек в очках. «Боком я ещё шире», – шипела дородная дама. В салоне начиналось веселье. Странно, но в этих переполненных маршрутах больше смеялись, чем ругались. «Пятаки» кондуктору передавали по цепочке, а найдя счастливый билетик, тут же съедали его, не думая о микробах.
«Единица» и сейчас осталась на маршруте, но автобусы ходят по графику, то есть каждые пять минут. В этом же направлении снуют многочисленные маршрутки, поэтому на остановках нет нетерпеливой толпы.
Любимым местом отдыха молодёжи той поры был городской сад. Сюда мы сбегали с лекций, здесь отмечали успешно сданные зачёты и назначали свидания. А ещё любили танцевать медленные танцы на вечерах отдыха – слово «дискотека» тогда не знали. В Новый год в городском саду наряжали главную тюменскую ёлку и строили ледяные горки. Здесь крутились карусели нашего детства и звучала музыка нашей юности. Наверное, поэтому нет-нет да и вспомнится с грустью старый горсад, о котором напоминает теперь лишь название остановки.
Разве могли мы представить, в какой чудесный бульвар он превратится с годами. Разве могли подумать, что на месте шапито с дырявой брезентовой крышей поднимется один из лучших цирков России, что на территории огороженного деревянным забором стадиона разольётся рукотворное озеро. Фонтаны, экзотические горки, ухоженные газоны, цветущие аллеи, многочисленные аттракционы для людей разного возраста – всё это преобразило наш старый сад. Сегодня он, как и прежде, излюбленное место отдыха горожан.
В молодые годы я частенько летала в командировки и хорошо помню старый аэропорт, в залах ожидания которого томились улетающие на север пассажиры. Всюду удручающая грязь, под лестницами горы рюкзаков, на скамейках спящие дети, рядом мамы с воспалёнными от бессонницы глазами. Говорят, что аэропорт и вокзал – лицо города. Лицо той Тюмени было хмурым и неприглядным. А теперь, как приветливый смайлик, сияет на нем ясная улыбка.
Преобразилась, оделась в европейские одежды Тюмень. Гостей областного центра поражают чистота асфальтированных улиц, клумбы цветов вдоль дорог, облагороженные площади, многочисленные скверы. Удивляют своим великолепием Дворец бракосочетаний и новый театр драмы. Сияют куполами отреставрированные храмы. Стремительно растут современные микрорайоны, сдаются новые школы и детские сады. Увеличивается число жителей и семей, где нормой считается рождение третьего ребёнка.
Уже байкой стал рассказ о том, как с рабочим визитом посетил Тюмень руководитель одной из соседних областей. Самолет прилетел рано утром, гостя встречали местные чиновники. Едут они по спящим улицам на машине, и вдруг визитёр командует: «Останови!». Что ж его так взволновало? Гость увидел, оказывается, что бордюры в центре города моют шампунем. «Ну, вы даёте!». И тогда наши показали ему набережную. Поражённый её мощью и великолепием, чиновник потерял дар речи.
Новый облик города меняет мировоззрение тюменцев. Недаром говорят, что красота спасёт мир. Спасёт души, сделает добрее сердца и благороднее умы. Всё так и будет, только бы нам не мешали...



