Среди предметов прошлых эпох, ушедшего быта, привлекающих внимание собирателей, историков, искусствоведов, нашлось место и старинной бутылке. Итальянский художник Маранди всю жизнь изображал их на своих натюрмортах.
Насколько позволяют судить раскопки, производство стеклянных украшений существовало еще во времена Киевской Руси. Первые русские «склянцы», то есть стеклянные сосуды для нужд царской аптеки, были выдуты в предпетровскую эпоху иностранными мастерами, работавшими на основанных близ Москвы заводах. К концу XVII столетия бутылки и штофы отечественного производства (их выпуск составлял уже до ста тысяч штук в год) конкурируют, хотя и не особенно успешно, с привозной винной и аптечной посудой, поступающей через архангельский порт и западную границу.
В последующие полвека число стекольных заводов постепенно увеличивается. По большей части работами на них по-прежнему руководят иностранцы, однако появляются и русские мастера. В середине XVIII века сенатские указы изгоняют стекольные заводы (ввиду неумеренного истребления ими леса) из окрестностей столиц. Стекольное производство перемещается в глухие углы, владельцы которых, располагая в избытке лесом, были лишены иной возможности обратить его в звонкую монету. К делу ставятся люди неумелые и случайные. Примитивным условиям производства соответствуют диковатый вид и низкое качество изделий.
В начале XIX века к бездорожью, защищавшему отечественного предпринимателя от конкуренции со стороны дешевой и более качественной импортной бутылки, присоединяется прямой правительственный запрет на ввоз заграничного стекла в Россию. Вслед за этой мерой в течение ближайших десяти лет количество стекольных заводов в стране увеличивается втрое. В год нашествия Наполеона выпущено два с половиной миллиона бутылок и столько же штофов (помимо посуды аптечной, химической, лампового и лампадного стекла и т.д.). Оформились и центры стеклоделия: Владимирская, Волынская, Санкт-Петербургская, Черниговская, Калужская, Тверская губернии. Условия труда на заводах тяжелые, производительность невысокая, браковка продукции отсутствует. Результаты застоя в технологии с полной ясностью обнаруживаются в середине XIX века, когда действовавший 50- летний запрет был отменен. Возобновившийся импорт, ужесточение конкуренции сказались на качестве поступающих в продажу изделий, большая изобретательность отмечается и в формах. Помимо темных и бесцветных, появляются бутылки и штофы из цветного стекла. В 80–90-х годах XIX века с появлением стекловаренных печей новой конструкции стеклоделие начинает тяготеть к центрам добычи угля. Неурожаи начала девяностых годов и обусловленное ими падение доходов от винного откупа заставляют правительство ввести винную монополию. Казна потребовала от стеклозаводчиков посуду, отвечающую известному стандарту – как по форме, так и по качеству. В отрасль устремляются иностранные капиталы. На юге России закладываются крупные высокомеханизированные заводы, расширяются существующие. Конец процветанию отрасли кладет введение «сухого закона» с вступлением России в Первую мировую войну.
Продолжение следует.



