Выражение, вынесенное в заголовок, означает «принимать что-либо всерьез, считать что-либо истиной».
В средние века на Западе в хождении было много фальшивых и низкопробных монет, не соответствовавших объявленной ценности. Чистая монета – это монета со строго установленным содержанием благородных металлов, без малоценных примесей.
Шут гороховый
Так говорят о чудаке, служащем всеобщим посмешищем. Но при чем здесь горох?
Традиционно в руках у шута часто была погремушка: палочка с привязанным к ней бычьим пузырем, в которую насыпался горох. Эта принадлежность была у шутов еще со времен Древнего Рима. В России шуты украшали себя также гороховой соломой, откуда и пошло название «шут гороховый».
За тридевять земель
Фразеологизм фольклорного происхождения. Слово тридевять представляет собой сложение двух числительных: три и девять. Оно восходит к тому времени, когда на Руси наряду с десятеричной системой исчисления существовала и девятеричная (в этой системе тридевять обозначало 27).
Выражение «за тридевять земель» обычно для русских сказок в форме троекратного повтора: «за тридевять земель», в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Уже в сказках оно утрачивает связь с точным числительным и означает «очень далеко».
Злачное место
Перед нами наглядный пример ложной этимологии. Увы, неверно истолкованные библейские фразы часто приживаются в языке в неправильном значении.
В Библии сказано: «Упокой душу раба твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне». То есть там, где много злаков – зерна. Другими словами, в сытном, изобильном месте. Вовсе не имелось в виду, что душа должна поселиться в какой-то забегаловке или в казино. Пример исконного употребления находим у А.И. Гончарова в «Обыкновенной истории»: «Он уносился мысленно в место злачно, в место покойно, где нет ни бумаг, ни чернил, ни странных лиц, ни вицмундиров, где царствуют спокойствие, нега и прохлада».
Но, видно, кто-то в меру своей испорченности объяснил слово «злачный» через «зло». Так и прижилось. И ничего с этим уже не поделаешь. Злачными теперь считаются места, где собираются гуляки и прожигатели жизни, охочие до разного рода удовольствий.
А был ли мальчик?
Выражение стало «крылатым» благодаря роману Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (оно обозначает крайнее сомнение в чем-либо). В одном из эпизодов романа рассказывается о катании детей на коньках. Ребятишки проваливаются в полынью. Девочку спасают, а мальчику Клим бросает конец своего ремня, но затем, испугавшись, что и его затянет в воду, отпускает ремень. Мальчик тонет. Когда утонувшего ищут, Клим слышит чей-то недоверчивый голос: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика и не было?».



