Операция «Окраина»

…Еду в автобусе. Рядом разговорились транзитные пассажиры, похоже, супруги, они держат курс с вокзала железнодорожного на вокзал автомобильный. Диалог на манер персонажей Высоцкого:

– Глянь-ка, Ваня, как у них в городе поразительно чисто. И даже за тротуарами.

– Не верь, Зин, это исключительно в центре. На окраинах, поди-ка, похуже, чем у нас.

Я как патриот города не мог не вклиниться в диспут:

– У нас, в Тюмени, везде порядок. Сам обитаю на окраине, знаю.

Мой дом расположен в современном микрорайоне. Но через улицу раскинулись Крестьянские места – старинный частный сектор. Тут и названия улиц пасторальные: Колхозная, Совхозная, Трактовая.

Топонимика последней, полагаю, связана с образом действия. Забитые в своих наделах крестьяне – и до, и после революции – прибивались к городу. Кому места не досталось, те так и остались при обозах, то бишь при грунтовке. У территории имеется и другое название: Нахаловка. Потому что приезжие, равно как и притопавшие, ставили хибары мимо реестровых записей в мэрии. Надо было за ночь успеть сложить печь – и ты тюменец. Никакая полиция-милиция не тронет: очаг имеется – значит владелец имущества. Так образовалось огромное поселение – все, что в черте города южнее Транссиба, делящей Тюмень пополам. Атлантида!

Атлантида взбрела в голову совсем даже не зря. Потому что на моих глазах Крестьянские места стали погружаться в воду. Сначала утонули огороды, затем поплыли пристройки и палисадники. Но власти остановили стихию гидротехническим способом, который называется просто: водопонижение. Затем подняли на улицах грунтовые дороги, впоследствии отсыпали их щебенкой. Уже не первый год идет асфальтирование. Это колоссальная работа, ведь на повестке дня не одна сотня улиц. Скорее всего, в этом году проблема будет решена окончательно.

Ежедневно перемещаюсь с улицы Самарцева на улицу Чаплина – Крестьянские места. Улицы названы в честь деятелей становления, вернее, восстановления советской власти, ведь в свое время город занимали войска адмирала Колчака. Они связаны между собой улицей Салехардской, значит, в честь столицы ЯНАО. Ох, сколько моих кровных штиблет засосала грязь этой трассы! Ныне тут корабельный порядок: ровные, как палуба корвета, тротуары, прекрасная проезжая часть, аккуратные дорожные знаки, светодиодные светофоры, вовремя подстриженная газонная зелень по обочинам. Ведь могут же!

С балкона родной стандартной пятиэтажки иногда смотрю на обитателей Крестьянских мест и исхожу белой завистью. Там, где кривились хибары, давно выросли добротные дома, коттеджи. На приусадебной земле выращивает кто что: в сей момент, вижу, у многих закраснела клубника. Огурчики подросли, редисочка. Мой старый приятель, отлетавший свое пилот гражданской авиации, разводит цветы. Здесь каждый при деле.

129-2-1Улиц в городе 1632. УДС (улично-дорожная сеть) в основном находится на попечении департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. Здесь трудится мой старый друг Николай Алексеевич Максимов. Но правит бал молодежь. Максимов и привел меня в один из офисов комитета строительства и ремонта объектов дорожной инфраструктуры. В тесноте, но не в обиде уперли взоры в мониторы компьютеров Михаил Нурдинов, Олег Полещук и Евгений Захаров. Все – питомцы факультета «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменского государственного архитектурно-строительного университета. Стаж определяет ранг труженика. Олег занимает должность ведущего инженера, Михаил – специалист I категории, Евгений – главный специалист.

Выше всех по служебной лестнице поднялся Игорь Фролов. Как раз в день нашего знакомства он назначен заместителем директора департамента. Новый зам и рассказал о том, чего добилась фирма в прошлом году, что нынче предстоит сделать. Короче, тем летом в областном центре отремонтировали, в том числе капитально, 136,77 километра транспортных магистралей. Из них 67 км – укладка асфальтобетона (ранее эта УДС имела грунтовое и щебеночное покрытие). Без малого 70 км путей подвергли фрезерованию, а затем здесь же уложили новый слой – ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон: ЩМА-15, в последнее время – ЩМА-20). Материал несколько дороже традиционных смесей асфальтобетона марок I, II, III, IV, типов А, Б, В, Г. Но долговечнее, по своим свойствам лучше обеспечивает безопасность дорожного движения.

Занимались устройством тротуаров и бордюров. По фразеологии отчета: «устройство тротуаров – 4,26 км, устройство (ремонт) бортового камня – 10,72 км). А в целом работы выполнялись на 238 объектах дорожного хозяйства. Среди введенных в строй действующих магистралей замечаю не только «мою» дорогу на Крестьянских местах, но и основную в Тюмени улицу Республики. Её значительно расширили, теперь по рангу стала ближе к проспекту. В моменты реконструкции постоянно встречался здесь с директором департамента В. Смолиным: объект сложнейший по исполнению, ведь надо создать не только проезжую часть, но полностью переделать то, что под ней: инженерные сети, связь. Посадили деревья – называется ландшафтный дизайн. И ещё один существенный момент: что толку от расширения улицы, если по целой полосе с той и с другой стороны занимают стоящие авто. Так вот вдоль магистрали организовали 20 автомобильных стоянок. Паркуешься, но не мешаешь движению.

Повторюсь, город задыхается от пробок. Потому что чересчур много машин. Первое место в РФ по уровню автомобилизации занимает Владивосток: 566 машин на каждую тысячу жителей, на втором Красноярск – 384 авто, Сургут со своими 378 подвижными единицами замыкает тройку. А Тюмень на четвертой позиции – 374 автомобиля, что на два пункта выше Москвы. И вообще ближайшие города-миллионники имеют не более 200-250 легковушек на каждую тысячу человек. Столько же в Санкт-Петербурге. По последнему Генеральному плану развития Тюмени, она к 2040 году тоже станет «миллионником». И к тому времени мы вполне можем устранить пресловутые пробки и заторы. Но что-то надо делать уже сегодня.

129-2-3В этом году дорожная отрасль получит на строительство, ремонт и реконструкцию 10 миллиардов рублей. Бывало, получала и больше – помню год, когда из казны отстегнули 34 миллиарда. Это по программе «Сотрудничество», подписанной тремя губернаторами региона. Все три бюджета весомо пополнялись налогом на добычу полезных ископаемых. С этого года НДПИ забирает себе всё до копейки Центр. Только юг Тюменский области враз потерял 60 миллиардов рублей. При такой ипостаси выкрутиться дорожникам непросто.

Объективности ради точь-в-точь выписываю строки из официальных городских наметок: «Из ключевых объектов, которые должны существенно повлиять на оптимизацию дорожного движения и снижение заторовых явлений на отдельных участках УДС, по которым в 2014 году планируется приступить к строительно-монтажным работам, можно выделить следующие объекты». Дальше я попытаюсь изложить своими словами. Буду лапидарен: предстоит реконструкция пяти довольно крупных объектов на четырех транспортных развязках.

Параллельно идет разработка проектной документации 16 объектов. Речь идет о подъездах к путепроводу через Транссиб на пересечении улиц Монтажников и Широтной. Сам путепровод строится вовсю, много чего сделано. Далее читаем: «Строительство транспортной развязки в районе пересечения ул. Республики с ул. Старый Тобольский тракт... Реконструкция ул. Мельникайте от ул. Харьковская до ул. Хабаровская… Разработка проектной документации на строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Мельникайте – ул. Дружбы… Строительство транспортной развязки на пересечении ул. Профсоюзной и ул. Госпаровская… Строительство и реконструкция ул.Гилевская роща от ул. 50 лет Октября до ул. Дамбовская…». Список далеко не полный.

Планы планами, а жизнь диктует свое. Не обнаружил в списках объекта, где полным ходом идет стройка. Давайте сначала заглянем в проектную документацию под заголовком «Капитальный ремонт ул. Широтной (проезд к ТЭЦ-2 от а/д Тюмень до пос. Богандинский).

ТЭЦ-2 находилась довольно далеко от города. Но в последние годы вокруг централи возник значительный жилой массив. Даже образовался новый административный район – Восточный. Народу надо добираться на дачи, в город по прямой, а с выездом на богандинский участок дальше – на федеральную дорогу Р-402. Проезд существует много лет, но стал тесен. В эти дни ООО «Пышмаавтодор» (ген. директор С. Зюзгин) превращают трассу из двухполосной в четырехполосную. Что примечательно, работы по расширению проезда ведутся без перекрытия движения: отгородились надежно.

До асфальтового покрытия ещё далеко. Но траншея готова, выторфовка произведена, песок в траншею насыпан, и вот самосвал за самосвалом, довольно урча моторами, оставляют за собой горки щебня. Его немедленно разравнивает юркий погрузчик «Mustang». Однажды на всероссийской выставке дорожной техники и технологий в Перми нам показывали шоу: пара «мустангов», встав на задние колеса, исполняла под музыку румбу. Чувствую, машинист Андрей Вычегжанин легко исполнит на вверенной технике любой танец. Но пока лишних движений не делает – на работе же.

А вообще в процессе участвуют экскаватор «Хитачи» под началом машиниста Георгия Кука, дорожный каток «Sakai», которым управляет Александр Обухов. Плюс авто различных марок. А за всё про всё отвечает мастер Александр Маслов. Он то и дело прикладывается к окуляру нивелира. На другом конце оптической оси двигает нивелирной рейкой Андрей Гоппе. Только что видел его здесь, а он уже там. Должность называется просто: дорожный рабочий.

…Под моими окнами стоит «Тойота» Руслана Миннуллина, директора Тюменского дорожно-ремонтного управления. Едем на объект департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. Оказываемся на Вороньих горках. А здесь рулим на улицу Светлую. Она физически и впрямь соответствует названию, хотя совсем недавно тонула в грязи. Вчера проложили асфальт, который органически связывается с добротными коттеджами и с цветочными насаждениями перед ними. Рядом живописный проезд с бело-оранжевой «зеброй»: так и называется улица Искусств.

– Только что благоустроили четыре довольно протяженные улицы в поселке Винзили, – комментирует Руслан Наильевич. 129-2-2– В областном центре поправили УДС на улицах Герцена и Первомайской. В настоящее время работаем на улицах Ломоносова, Южной, Гражданской, Гагарина, Грибоедова… Причем используем оптимальную для этих мест технологию –конечно, не ноу-хау, а хорошо забытое старое.

Речь идет о так называемом тощем бетоне. Его в дорожной одежде используют вместо щебня. Материал на основе цемента В5 (М75) готовят на собственном, т.е. принадлежащем дорожно-ремонтному управлению АБЗ, доставляют на трассу, здесь смесь уплотняют виброкатками. В итоге получается монолитная плита. Монолитная плита, ясный перец, гораздо лучше, чем рассыпающаяся под нагрузкой транспортных единиц щебенка, что располагает к образованию колеи. Монолитная плита хорошо зарекомендовала себя на слабых грунтах, то есть в болотистых условиях, чем примечательны окраины Тюмени. Такая трасса, утверждают знатоки, служит 15 и более лет. И никакой Атлантиды в перспективе!


21031