Процедуры досудебного урегулирования обязательны в большинстве развитых мировых держав. Вызвано это, прежде всего, необходимостью сокращения судебных издержек государства на судебную систему и администрирование в целом. В порядке досудебного урегулирования в западных странах разрешается более 85% налоговых конфликтов. До суда доходят не более 5-7% от начальных судебных процессов по налоговым спорам. При этом аналитики отмечают, что вероятность победы налогоплательщика при рассмотрении налогового спора в суде крайне низка.
С 1 января 2014 года в России вступили в силу нормы, согласно которым в налоговой сфере вводится правило об обязательном досудебном обжаловании всех налоговых споров. Хотя частично такой порядок уже действовал с 2009 года. О том, каковы итоги применения такого порядка урегулирования, в чём его особенность, беседуем с руководителем консалтинговой группы «Центра налоговой помощи» Натальей Барышевой.
– Не так давно ваша компания планировала проведение обучающего семинара для налогоплательщиков по досудебному урегулированию налоговых споров с привлечением специалиста высокого уровня, но, к сожалению, не набралось нужное количество слушателей. Почему данная тема актуальна?
– Вообще-то, подобные обучающие семинары мы проводим довольно часто. Но, возможно, в этот раз налогоплательщики не придали должной значимости изучению данной темы, а между тем на современном этапе развития налоговых правоотношений она приобретает всё большую актуальность. Обусловлено это, прежде всего, тем, что налогоплательщик должен хорошо знать юридические нормы, касающиеся взаимоотношений с налоговым органом. Чаще всего предприниматели возлагают все функции, относящиеся к налоговым правоотношениям, на бухгалтеров, но те, в силу своей загруженности, да и зачастую из-за обычной нехватки юридических знаний, не могут должным образом вникнуть во все тонкости данных отношений. А когда возникает спор налогоплательщика с налоговым органом, обращаются к нам, налоговым консультантам, и мы, со своей стороны, помогаем собрать все необходимые аргументы, чтобы разрешить спор в досудебном порядке и грамотно отстоять права и законные интересы налогоплательщика.
– Как вы оцениваете первые итоги применения процедуры досудебного урегулирования налоговых споров?
– Стоит напомнить, что досудебный аудит существовал и ранее. Изначально он и задумывался для того, чтобы налогоплательщики реже обращались в суды, ведь и в самом деле больше половины поступающих на рассмотрение дел можно было разрешить на досудебной стадии. Приведу пример: предприниматель пропустил срок сдачи отчётности, ему назначили штраф в тысячу рублей, и он тут же обратился в суд. А стоит ли подобная проблема того, чтобы её рассматривать в судебном порядке?
В процессе досудебного урегулирования всё происходит в гораздо более короткие сроки, нежели в суде, беспошлинно и абсолютно беспристрастно. Сама процедура введена ещё и как одна из систем внутреннего контроля для налоговых органов, ведь в процессе досудебного рассмотрения жалоб чётко видно, правомерно ли вынесено налоговым органом то или иное решение.
Досудебное разбирательство проходит в течение месяца, а рассмотрение дела в суде может затянуться на неопределённый срок. Для самой ФНС досудебное урегулирование полезно в плане наработки практики по тому или иному вопросу, что впоследствии может стать предпосылкой для пересмотра какой-либо нормы законодательства.
– Выявились ли какие-либо слабые места в процедуре досудебного урегулирования и что можно сделать для их устранения?
– Разработана грамотная концепция ФНС России по досудебному урегулированию налоговых споров – в ней пошагово, чётко и доходчиво прописана вся процедура. Слабых сторон в этой процедуре пока не наблюдается. Радует уже то, что данная система есть и она действует. В отделах по досудебному урегулированию налоговых споров при региональных управлениях ФНС работают грамотные независимые люди, которым вменяется в обязанность держать беспристрастную позицию.
– По каким вопросам чаще всего приходится разрешать споры в рамках досудебного порядка?
– Сложно ответить, поскольку обращаются часто и с абсолютно разными вопросами. Если навскидку… К примеру, физическим лицам налоговый орган отказывает в предоставлении налоговых вычетов, много претензий по налоговым доначислениям, относительно решений по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, по созданию и ликвидации предприятий (неправомерный отказ в ликвидации, в смене адреса и т.п.).
– Если организация обладает информацией о наличии судебной практики по аналогичным вопросам, нужно ли отображать это в своей жалобе?
– Обязательно. Мы и сами постоянно отслеживаем постановления суда по интересующим вопросам, решения Высшего арбитражного суда, делаем на них ссылки и оперируем этими данными при подборе аргументов.
– Если дело всё же оказалось в суде, будут ли рассматриваться материалы процедуры досудебного урегулирования и чью сторону, исходя из практики, чаще всего принимают суды?
– Материалы досудебного решения будут рассматриваться судом обязательно. Насчёт того, на чьей стороне окажется суд, сказать однозначно нельзя. Всё зависит от грамотности специалистов налогового органа, участвующих в рассмотрении дела в досудебном порядке. Ведь дела по налоговым спорам, переданные в суд, – это огромный критерий оценки эффективности работы налогового органа.
– Как налоговый консалтинг будет развиваться дальше?
– Сейчас в проекте закон по налоговому консультированию. Работа налоговых консультантов будет востребована однозначно, ведь мы ведём весь перечень обязанностей по работе с бизнесменом – начиная с консультации о том, какие налоги он будет отчислять и в какую цифру это выльется, и заканчивая тем, что берём на аутсорсинг всё, что связано с налогами и бухгалтерией его предприятия. Плюс, мы принимаем участие как в досудебном, так и в судебном урегулировании налоговых споров. Все наши сотрудники – это аттестованные налоговые консультанты.