Слабые розовые отсветы зари лежали на седом озере Янтыково. Легкая пелена ночного тумана скатывалась с окрестностей на водную гладь. Шел тот предрассветный час, когда на земле не шелохнется ни одна травинка. В такое время все засыпает.
Но вдруг в зарослях камыша на берегу неожиданно раздались топот, лошадиный храп и ржание. Мимо пронесся невидимый табун. Его таинственная сила поразила настолько, что долго стоял, завороженный. Потом мне сказали: лишь избранные могут воочию видеть красивых животных, принадлежащих Ия, местному строгому хозяину озер, леса и земли. Остальным лицезреть их не дано…
Табун Ия воочию увидел Нариет Назыров, когда вернулся после службы в Группе советских войск (ГДР). Тогда он ходил в глубоком раздумье: оставаться в родной деревне или искать счастья в большом городе? Но когда получил знак от Ия, сомнения рассеялись: велено посвятить свою жизнь процветанию Янтыка.
30 лет уже отдано аулу. Самому исполнилось пятьдесят. Чего достиг?
– Таких ответственных людей, как Нариет Абдрахимович, немного, – считает генеральный директор агрофирмы «Каскара» Александр Семенков. – Мы начинали работать почти в одно время. Вместе корчевали возвышенности среди болот под первые картофельные плантации. Именно со мной он советовался, когда собрался поступать в Ялуторовский совхоз-техникум, чтобы стать агрономом. Ничего не могу сказать про знаки Ия, но старательного механизатора сразу приметили легендарные руководители хозяйства Иван Федорович Каргаполов и Шамиль Сайфуллович Юскаев. Через год после демобилизации назначили Нариета бригадиром полеводческой бригады, которая позднее была преобразована в цех растениеводства. С Нариетом, как говорят, можно идти и в разведку, и в атаку…Никогда и ни в чем не подведет. Сейчас он на сложном участке – возглавляет Янтыковскую ферму, куда завезли более пятисот голов скота зарубежной селекции. И, как везде, встретились с различными трудностями. Разрулить ситуацию Каргаполов направил Назырова. Сегодня там довольно стабильное положение.
– Надежный человек, – продолжает Леонид Носов из станции защиты растений Тюменского района. – Трудится, невзирая на невзгоды. В этом он похож на своих учителей – Юскаева и Каргаполова. Талантливо работает с людьми. Посмотрите, с каким уважением к нему относятся янтыковцы…
Хорошо говорят о Нариете люди. А они, как повелось, зря не скажут. Да и было с кого брать пример Нариету для ковки характера. Отец его, Абдрахим Абдулвалиевич, удостоен звания заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, братья тоже в передовиках числились. Впрочем, именитые есть чуть ли не в каждой янтыковской семье. Повезло янтыковцам и на руководителей – управляющего Шамиля Юскаева и генерального директора Ивана Каргаполова. Все вместе строили на болотах современное сельхозпредприятие с развитым животноводством, овощеводством и растениеводством. Перед каждым человеком были ясны цели на день, месяц, год, десятилетие… А если случаем оступился, то тебя непременно дружески поддержат. В беде не оставляли никого. Каждый труженик на виду, к каждому – с уважением. Вот в такой среде и формировался Нариет Назыров.
Когда его попросили принять ферму, пришлось оставить ухоженные плантации. Засевали на них 400 га картофеля, до 150 – моркови, 100 гектаров лука, были поля под кукурузой, многолетними и однолетними травами. В образцовом состоянии содержалась заботливо сформированная база растениеводческого цеха. Не случайно Янтык частенько становился площадкой для проведения семинаров по обмену передовым опытом специалистов Тюменского района и области.
Нариет Абдрахимович «подкрутил все гайки» и на молочном комплексе. Помню, как он добивался установки мощных вентиляторов в трех коровниках и доильном зале. В помещениях тогда стояла угнетающая жара – выше 30 градусов. Громко и обоснованно Нариет повсюду доказывал необходимость создания животным зарубежной селекции необходимых зоотехнических условий. Поначалу в буквальном смысле приходилось дневать и ночевать на ферме. Телят поражала неизвестная инфекция. Долго не могли подобрать вакцину. И Назыров ежедневно, как на работу, приходил в районную и областную ветеринарные службы, пока те не нашли спасительное средство.
Сегодня на ферме от ста коров получают свыше восьмидесяти телят. Это заслуга опытного технолога – осеменатора Расуля Сабирова, главного зоотехника и главного ветврача в одном лице Наиля Юскаева, молодых, энергичных и внимательных доярок. Правда, в последнее время не вижу прежнего блеска в их глазах. Говорят, нет достойных надоев. И все потому, что агрофирма в последнее время находится в финансовом цейтноте: на высокоэффективные минеральные и белковые добавки, патоку, препараты и другие средства для получения большого молока просто нет денег. А ведь импортную корову крайне необходимо обеспечить 42 элементами.
И чтобы как-то восполнить необходимое, Назыров категорически настаивает перед руководством агрофирмы на посевах рапса, из которого можно получить не только богатый белком жмых, но и требуемые для организма жиры. Ими можно в достатке обеспечить коров, если не сдавать все семена на маслозавод. Похоже, добьется Назыров своего.
Недавно на утренней зорьке Нариет вновь увидел табун, который не каждому дано лице-зреть. Это хозяин местных озер, леса и земли подал новый знак. Как толковать его? Может быть, это сигнал к тому, что скоро ожидаются хорошие перемены и агрофирму ждет возрождение?



