Известный на всю область строитель считает, что в жизни можно добиться многого, если не изменять своим принципам
Кое-кто из завистников относится к нему с известной долей отчуждения, с нотками недоверия и даже глубоко спрятанной обиды. Берлов добродушно усмехается в усы и по данному поводу совсем не комплексует. Потому что только он знает истинную цену своего успеха.
Выразить главное четко и кратко, уметь слушать собеседника и делать выводы – этому, конечно, можно научиться. Однако после встречи с Анатолием Петровичем легко приходишь к мысли, что эти качества у него врожденные.
Если юморит, то удачно и к месту. Говорит о серьезном – компетентно и в тему, не распыляясь на мелочи. Убеждает спокойно, аргументированно и логично, нередко с карандашом, рисуя на бумаге то, что невозможно объяснить на пальцах.
Спорит азартно и весело, отстаивая свою точку зрения до того самого момента, пока не увидит в глазах собеседника полного осмысления сказанного. По-детски расстраивается, когда чувствует, что все усилия и способы исчерпаны и напрасны. Но отчаивается лишь на мгновение, а затем снова пытается сделать из сухого монолога живой диалог. Терпеливо, вдумчиво, меняя подходы и правильно расставляя акценты. Будто лепит из куска бесформенной глины бюст античного философа, знавшего об этом мире практически всё, но так и не сумевшего его изменить.
Путь к сердцу
Давно известно: сколько людей – столько мнений. Одно из них гласит: Анатолий Берлов обладает гибким, миролюбивым характером. Другой человек утверждает: Берлов упрям и самолюбив, но при этом отлично умеет улаживать конфликты. Третий до хрипоты доказывает: Берлов – абсолютный друг, верный и надежный. Будучи увлечен интересным делом, способен работать круглосуточно, не щадя ни себя, ни других.
Впрочем, сам Анатолий Петрович к лестным характеристикам в свой адрес относится скептически. Считает, что характер у него тяжелый, скверный, жесткий. Нередко ловит себя на том, что в какой-то ситуации бывает чересчур резок с людьми. Хотя, действительно, тут же всегда готов признать чужую правоту, искренне извиниться. И его охотно прощают, потому что видят – не в личных капризах дело.
– Чувству ответственности, железной самодисциплине и трудолюбию меня научили родители, – говорит Берлов. – Я с детства знал, что деньги с неба не падают, а для того чтобы на обеденном столе были хлеб и масло, надо изрядно постараться, и детей стараюсь приучить к тому, что в жизни можно достичь всего при условии, что в ней не будет места лени, иждивенческим настроениям, дешевому самолюбованию.
Удача улыбается смелым
Неудивительно, что Берлов любит афоризмы. Мудрость веков, словесная жемчужина изменчивой действительности помогают причесать взлохмаченную гриву обыденного дня так прилежно и ненавязчиво, что сам становишься другим, более спокойным и уверенным, а окружающий мир – понятным и приветливым.
– Еще Сенека сказал: «Люди в большинстве своем не живут, а лишь собираются жить. Не успеют подумать о завтрашнем дне, а он – уже позавчерашний». Когда я впервые это прочитал, сначала загрустил: понял, что и я не исключение. Потом словно очнулся после долгого сна и сказал себе: «Мое завтра и будущее моих детей – в моих руках. Надо учиться жить с максимальной скоростью – 24 часа в сутки!».
Выражение «держать удар» знакомо Берлову не понаслышке, и когда кто-то из конкурентов-предпринимателей хотел отправить его в глубокий нокаут, он всегда успевал среагировать, оставался на ногах и проводил встречную атаку.
– В меня поверил рабочий коллектив, состоящий из очень разных, порой диаметрально противоположных людей, – спокойно констатирует Анатолий Петрович. – Подводить их я не имею права: за каждым специалистом – семья, воплощение или крах реальных планов на будущее. И мы вместе боремся за то, чтобы продукция нашей фирмы – объекты различной степени сложности – отвечала самым строгим меркам потребительского спроса.
Наши главные козыри – качество и сроки. За это со всех спрашиваю очень конкретно и придирчиво. В любом споре готов встать на защиту интересов заказчика и выполнить все его пожелания. Но и своих в обиду не дам!
Берлов не лукавит. Из общения со многими людьми картина дел на его предприятии предстала четкая: здесь практически нет пресловутой текучести кадров, каждый получает ровно столько, сколько сумел заработать. Ни о каких задержках с выплатой денег нет и речи. На любую вновь открывшуюся вакансию тут же возникает конкурс. А берут сюда не только знающих себе цену опытных профессионалов, но и совсем молодых новичков, выпускников вузов, которых обучают на месте.
О вере и безверии, о деньгах
Говорят, есть четыре возраста человека: младенчество, детство, юность, старость. Иногда вспоминают о зрелости, но как-то нерешительно. Уж больно понятие относительное, то есть смотря к кому его применить.
- «Колыбель изначально висит над будущей могилой», – в этом древнем афоризме есть изрядная доля правды, – рассуждает Берлов. – Но я заметил одну особенность: о краткости и бренности жизни чаще всего говорят те, кто сам её укорачивает. А мне хотелось бы жить как можно дольше, чтобы успеть осуществить хотя бы часть задуманного. Наполеоновских планов отнюдь не строю и все же стараюсь соответствовать мысли о том, что «весь мир принадлежит энтузиастам, которые способны сохранять хладнокровие при наличии горячего сердца».
Что я успел сделать? Освоил хорошую профессию и основал дело, которое отнимает массу времени, рождает кучу проблем, но приносит пользу. Кропотливым трудом зарабатываю деньги, которые дают иллюзию свободы, однако на них нельзя купить здоровье, счастье и любовь – особенно по нынешним ценам. Пользуюсь кое-каким уважением и авторитетом среди людей, знающих меня не первый день.
И все же… Сказано ведь кем-то из юмористов: «В метрических свидетельствах всегда пишут, где данный человек родился, когда он родился, и только не пишут, для чего родился». Ей-богу, не хочется повторить плачевную судьбу тех людей, которые, добежав до финиша, поняли, что бежали совсем не в ту сторону.
У меня вполне здоровые амбиции: хочу внести свою лепту в строительство той жизни, о которой мечтал мой репрессированный дед, которую заслужили мои родители, где будут жить мои дети и внуки. Хочу расширить свой круг общения с теми людьми, кто способен мыслить и работать самостоятельно, по-новому. Пора что-то действительно реально менять. Без суеты и глобальных потрясений, от которых все устали. Начать можно с малого: Бог ведь тоже в первый день создал только небо и землю.
Кстати, о Боге. Да, я человек крещеный. Но когда меня спрашивают в лоб, настоящий ли я христианин, я теряюсь, не зная, что ответить. Потому что отчетливо запомнил такую фразу: «Настоящий христианин – это человек, который прочно стоит на ногах в мире, который стоит на голове». А один мой знакомый, человек верующий, однажды сказал: «Между мною и Богом посредников быть не должно». Еще понравилась такая фраза: «Если вы говорите с Богом – это молитва; а если Бог говорит с вами – это шизофрения».
В общем, тема очень деликатная и не напоказ, каждый решает ее сам. Хотя, если честно, я с большой опаской отношусь к людям, не верящим ни во что и ни в кого.
О благотворительности. Стараюсь не проходить мимо нищих, обязательно дам сколько-нибудь денег, даже наверняка зная, на что именно они будут потрачены подавляющим большинством. Наша фирма постоянно помогает инвалидам, ветеранам и престарелым, и вовсе не из-за опубликованной в газете благодарности, а от чистого сердца, от осознания того, как много они сделали для города, области, страны, для нас всех.
Еще раз о деньгах. Отношусь к ним с должным почтением, но без унизительного раболепия. Давно понял, что всех денег, как ни крути, не заработаешь. Тем более что стоимость жизни постоянно растет, но, заметьте, спрос на нее не падает. И очень трудно экономить, если многие вокруг живут явно не по средствам, получая взятки и откровенно приворовывая. Известно, что большинство святых было бедняками, но отсюда еще не следует, что большинство бедняков – святые. Такова жизнь.
Добрый юмор и экстрим
– Знаете, что самое трудное в боксе? – лукаво прищуривается Берлов. И сам отвечает: – Собирать свои зубы с пола рукой в боксерской перчатке!
Он любит весёлую шутку и добрый смех. Радуется, если умный юмор доходит до собеседника не сразу, а через раздумье – так лучше запоминается. Он склонен к экстриму. Но при условии, что эта жажда риска – оправданная и подконтрольная. Считает, что если у человека есть в этом потребность, надо её реализовывать. Иначе затянет в болото вечных проблем, страхов и суеверий. Душа ожиреет, мозг покроется плесенью. Что может быть страшнее?!
Берлов спешит жить, чтобы успевать делать добро и чутко реагировать на то, что происходит в тебе и вокруг. Он привык жить стремительно, преодолевая любые барьеры, не боясь при этом разбить лоб, заранее веря в благополучный исход самой безнадёжной затеи. Без суеты, но обгоняет многих.
– Откуда в нём столько неукротимой энергии? – задаются вопросом мало знакомые с Анатолием Петровичем люди. – В его-то возрасте пора сбавить обороты!
На что один из ветеранов «Тюменьоблстроя» с мудрым прищуром заметил: «Заставь скакуна спокойным шагом ходить – загонишь!»…



