«…Жила бы страна родная, и нету других забот!»

У нашего внештатного корреспондента Веры Николаевны Кубочкиной юбилей. С чем её от души  поздравляем!

Многолетняя дружба коллектива  «Тюменки»  с нашим обаятельным, эрудированным , скрупулезно работающим над словом корреспондентом весьма плодотворна. Ее статьи по истории города и области, зарисовки об интересных людях, репортажи о военно-патриотической работе, корреспонденции на самые различные темы всегда находят отклик у читателей.

Мы желаем Вере Николаевне крепкого здоровья, побольше солнечных дней и как можно дольше не выпускать из рук умное и острое журналистское перо.

Публикуем её очередной материал.

Вера КУБОЧКИНА

Передо мной множество документов, в своё время принадлежавших Ивану Константиновичу Холодину и ныне хранящихся у его детей. Это фотографии, письма с фронта, переписка с официальными организациями, награды, почётные грамоты, приветственные адреса, газетные статьи. Значительная их часть хранится и в Тюменском архиве. Спустя десятилетия эти материалы ценны для нас как источник изучения нашей отечественной истории, особенно в преддверии 70-летнего юбилея области.

Но будем откровенны: они так и лежат невостребованные ни журналистами, ни краеведами. Не вызвала интереса у музейщиков и статья в газете «Тюменская правда» двухлетней давности, написанная на основе уникальной летописи Второго Ленинградского военно-авиационного технического училища, передислоцированного с началом Великой Отечественной войны в г. Ишим и к которому непосредственное отношение имел И.К. Холодин.

Более того, имя этого человека, стоявшего у истоков образования Тюменской области, теперь почти не упоминается в средствах массовой информации. А жаль! Ведь им внесён большой вклад в её становление.

Иван Холодин родился в 1905 году в Горьковской области (ранее Нижегородской губернии) в семье крестьянина-бедняка. С 1925 по 1931 годы работал на заводе «Красное Сормово». Здесь же вступил в комсомол, а затем в партию. С этого времени и началась его бурная комсомольско-партийная работа (позднее закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС). С 1933 года находился в нашем крае. После создания политотделов при машинно-тракторных станциях работал заместителем начальника политотдела МТС, секретарём райкома комсомола. А с марта 1940 г.  избран первым секретарём Ишимского РК ВКП (б).

И вот наступил 1941 год. Иван Константинович вспоминает: «Хорошо помню солнечное утро 22 июня. По привычке пришёл  утром в райком узнать у дежурного, нет ли телеграммы, не звонил ли кто из обкома партии. Настроение было отличное. Дела в районе шли хорошо, успешно проведен весенний сев в колхозах и совхозах. Но мой воскресный отдых был прерван сообщением, что началась война. Срочно собрали членов бюро райкома, работников районного военкомата. Пришло несколько руководителей предприятий и организаций. Был выработан план мобилизации военнообязанных, лошадей, автомобилей и другой техники».

Вся жизнь тогда проходила под девизом «Всё для фронта!  Всё для Победы!».  С переводом в Ишим военного училища руководство города, понимая значимость подготовки кадров для фронта, изыскало возможность для его размещения. Были отремонтированы помещения птицекомбината, театра и даже конюшни. Через три дня после прибытия уже начались занятия. За всё отвечал «первый», осознавая всю ответственность за подготовку кадров.  Поэтому не случайно выпускники училища с фронта писали ему благодарственные письма. Около 10 тысяч специалистов было выпущено из его стен за время пребывания на сибирской земле.

Поступавшие письма Верховного главнокомандующего И.В. Сталина и командования ВВС подтверждают значимость этой работы.

В Ишиме формировалась  364-я стрелковая дивизия. На руководстве района лежала забота и о ней.

Женщины, старики, подростки, находясь в тылу, делали всё возможное для обеспечения армии продовольствием, тёплыми вещами, махоркой. Самым главным тогда была битва за хлеб. Холодин работал днём и ночью. Постоянно выезжал на поля, иногда сам брался за ремонт машин, а то и садился за руль трактора.

Вот что писал об этом периоде Александр Черняев в статье "Солнце и колос":

«В то лето ишимцы вырастили невиданный урожай... Да кому его убирать?! Машины отданы фронту. Хлебороб ушёл на фронт.  Женщины, старики да дети вышли в поле... Люди спасли и убрали богатый урожай. Он дал им радость. И эта радость за тысячи вёрст полетела в конвертах на фронт. Потом она возвращалась в солдатских треугольниках. Бойцы поздравляли родных и близких с победой, поздравляли секретаря райкома с высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени…».

Да, в 1942 году за выдающиеся успехи в сельском хозяйстве Холодин был награждён этим орденом. Много раз он просился на фронт,  но каждый раз получал отказ. он был нужен в глубоком тылу, ведь и здесь ковалась победа. По многим показателям в годы войны Ишимский район был одним из первых в области, он обеспечивал хлебом не только себя, но и помогал своим соседям. Сельское хозяйство было тогда своеобразным ударным фронтом.

А когда наступил август 1944 года (знаменательное событие – образование Тюменской области), именно И.К. Холодина на безальтернативной основе утверждают заведующим сельхозотделом областного комитета партии, где он проработал до 1948 года.

Затем в его биографии появляется Ханты-Мансийский округ, где он работает заместителем председателя окрисполкома, секретарем окружкома партии. Началось освоение богатств на тюменских месторождениях: Берёзово, Шаим, Мегион, Усть-Балык…

И снова юг области – Голышманово (председатель райисполкома, секретарь РК КПСС), облисполком – организационный отдел и отдел народов Севера. Но и с выходом на пенсию он продолжал трудиться. С шестидесяти пяти лет и до восьмидесяти (!) он  – «кадровик» в одном из строительных трестов г. Тюмени.

Имя Холодина связано со славной историей ветеранского движения. Сначала эти общественные организации были разрознены, но к 1968 году создается областная, объединяющая ветеранов партии, комсомола, войны и труда. В её становлении велика роль И.К. Холодина. он возглавлял сначала городской, а потом областной совет в течение 17 (!) лет, причём на общественных началах.

Трудно ли было работать? Наверно, да. Ведь первым всегда непросто. И мы не вправе забывать их имена…

Все, кто знал Холодина, говорили, что даже в труднейших ситуациях он был уравновешен, спокоен и мог всегда найти выход.

Ивана Константиновича отличали широкая эрудиция, которая порой удивляла окружающих его людей, богатейший опыт практической работы, высокая внутренняя культура. Он был одарённым человеком: владел музыкальными инструментами, хорошо пел.

С большой любовью и бережливостью относился к природе. Где жил – сажал деревья и цветы. В тяжёлые военные годы по его инициативе в Ишиме заложили фруктовый сад.

Иван Константинович увлекался фотографией и постоянно имел дело с прессой, писал стихи. Пролистываю некоторые сохранившиеся статьи, которые он посвящал событиям, происходящим в родном крае. Вот некоторые их названия: «Солнечное воскресенье. Так было», «Эстафета славы дедов и отцов», «Память огненных лет», «Край трудового подвига», «В три часа после войны», «Сибиряки всегда держали марку», «Ветераны в строю», «Не стареют душой ветераны» и многие другие.

Холодин был прекрасным семьянином. его дочери Эльвира и Маргарита, вспоминая о тёплом микроклимате, царившем в их доме, по сей день ощущают отсутствие отца.

Историк-краевед Анатолий Булдаков, в своё время неоднократно встречавшийся с нашим героем и писавший о нём, одну из публикаций назвал символически – «Горячее сердце Холодина».

«Он любил, уважал молодёжь, и она платила Ивану Константиновичу той же монетой. Холодин до самой смерти (в 1995 году) находил возможность общаться с молодыми людьми. Особое отношение у него было к молодым солдатам, курсантам, офицерам – защитникам Отечества».

Но главное – он очень любил жизнь. И это не громкая фраза. С уверенностью скажем: на таких Иванах и держится наша страна!


20951