У берегов разгневанного озера

Я веду рассказ от имени председателя Армизонского районного охотобщества Юрия Мастерских, который и поведал мне эту историю. Случилась она нынешней весной.

Полынный свежак гнал по всей ширине озера беляки. Среди туч завозилось, а потом на минуту выглянуло солнце. Потоки его лучей осветили чашу, в которой перекипал волной широкий плес. Подошел Николай. Встал рядом со мной, плечом к плечу. Не без восхищения заметил:

– Юра, сколько воды у нас, сколько озер!

Нам повезло. Мы оказались первыми на берегу. Разложили костер. И подумать не могли, что рядом с нами вскоре объявятся еще четверо соседей. Два черных джипа, лихо разбрызгивая дорожную грязь, остановились напротив нас, на южном берегу. Двое мужчин, не мешкая, стали сноровисто снимать с прицепа большую лодку, еще двое взялись за установку палатки.

Сначала показалось, что подъехавшие люди бывалые. Стационар обустраивали основательно. А мы не торопились с этой процедурой. Поглядывали на них да думку свою думали, и в мыслях даже не держали, что они захотят заплыть на нашу сторону. Видели мы их хорошо. И они на нас нет-нет, да и тоже посматривали.

– Станем возле этого вот курня, – сказал я Николаю и показал на камышовый островок, что гнулся на ветру, метрах в шестидесяти от нас.

– Хорошо, – согласился товарищ, – посидим утрянку возле него. Лучшего места все равно не найти. Главное, что будет хоть немного за ветром.

Прошел час или больше. Смотрим, два мужика свою моторку завели и к нам покатили.

– Гляди, Коля, они ведь к нам катят, а мы тут сидим, рты разинули. Давай-ка и мы будем выплывать.

Вскочили в нашего «Ерша», взялись за вёсла. Не хотелось в дураках оставаться. Видим, плывут наши соседи и прямешенько к тому курню, про который мы только что речь держали. Нам-то намного ближе к этому островку, поэтому мы и подплыли к нему первыми. Начали чучела выбрасывать. А тут и охотники подруливают.

– Вы, мужики, че сюда плывете, кричу я им, не видите, что ли, мы уже манишки расставляем!

У мужиков на лицах явное недовольство нарисовалось, но хмуро промолчали и стали выруливать в обратную сторону. А ветрище не унимается. По уму-то, всем нам надо было тогда переждать непогоду. К вечеру ветер обычно здесь стихает. Но какое там. Конкуренция! А ветер вдруг взвыл, взвихрил пену, погнал мимо нас мрачные бурые валы мутной воды. В одну минуту озеро будто взбесилось. В блеске уходящего дня оно стало тусклым и зловещим. Над гребнями волн стали подниматься брызги, будто внутри валов били хвостами чем-то разгневанные сильные рыбы. Вдруг Николай закричал:

– Юра, они же тонут. Слышишь вон, орут.

Подплываем, точно. Лодка у них перевернута. Видно, очень уж круто развернулись на вираже, но посудина успела прихватить носом воздуха и не тонет, а мужики рядом с ней, как кролики бьются. Подскакиваем к ним. Наш двухместный «Ерш» по паспорту рассчитан всего на 150 килограммов. Как мы их будем спасать? На борту нас уже двое да плюс аккумулятор с моторчиком. Даже и без этих артистов перегрузка, а они вцепились в борта и, как ошалелые мухи, лезут к нам.

– Давай, Юра, мы одного как-нибудь затащим, а второй пусть берется за борт лодки и плывет за нами на буксире. Дотянем, поди, до берега.

– Подплывай с носа! – кричу я ближнему пловцу. Взял его за шиворот, тяну в лодку. Пал он на дно, но сколько запаса-то еще у лодки осталось? А второй мужик намного здоровее. На его посиневшем лице гримаса животного ужаса. Мы ему кричим:

– Цепляйся за борт, черт тебя возьми, мы тебя дотащим до берега!

А он делает вид, что не слышит и тоже норовит залезть к нам в лодку. Ну, думаю, что ты за таракан такой, ведь нас здесь и так уже трое.

– Куда ты, – кричу ему, – утопишь ведь всех!

Не слышит он меня. Так вот и тонут люди и других за собой тащат. Ну, что делать? Я второго тоже потихонечку, потихонечку начал затаскивать. Чуть качнись тогда наша лодка, всем нам четверым быть бы на дне. Но вот мы подплыли, наконец, к берегу. Товарищи потерпевших увидели нас. Подлетели. Хватают своих, вытаскивают.

– А как нам лодку-то теперь выручать?

– Езжайте в ближайшее село, добывайте крепкий трос, цепляйте за лодку, потом своей машиной тяните к берегу, – говорю я.

Уехали искать трос. Привезли они шнур и на нашем «Ерше» поплыли выручать свою лодку. Вытянули. Угостили они нас потом за свое спасение.

А приключения тех горе-охотников на этом не закончились. Посадили они за ночь оба аккумулятора на своих машинах и утром опять пришли к нам за помощью. Удивился я тогда здорово, глядя на них. Что бы они делали, если бы нас там рядом не было? Бог ведь не всегда успевает помочь человеку.

Армизонский район.


20927