Возвращая людям память и осветляя души

В Армизонском открылись двери нового храма

Все больше храмов появляется в России. По всему видно: пришло время собирать камни. Восстанавливается беспощадно разрушенное, поруганное когда-то. Нынешнее празднование Рождества Христова войдет в историю Армизонского района: спустя почти восемь десятилетий разлился над селом колокольный звон, возвращая людям память и осветляя души…

Во славу Божию…

Три года более двадцати местных жителей ежедневно читали Псалтырь во славу Божию. И спустя время православные с умилением встречали приехавшего к ним с семьей из Нефтеюганска отца Алексия. Организовали сбор пожертвований на строительство церкви, коих хватило на проведение изыскательских работ, изготовление проекта и ограждение.

Инициатива местных жителей была поддержана органами власти, в 2011 году в селе началось строительство храма св. праведного Прокопия Устюжского. Подрядчик – ЗАО «Армизонагрострой» – старался выполнить работу качественно. Рождественские дни в этом году прихожане провели под белоснежными каменными сводами нового храма, правда, ещё не достроенного.

– Ранее богослужения проходили в приспособленном помещении – в небольшом бревенчатом доме возле школы. Как только открылись двери нового храма, люди приходят креститься, иной день до сотни человек бывает, семьями идут на исповедь, на оглашение. Тянутся к вере, вникнуть в суть таинств хотят, – делится своими наблюдениями Лариса, в прошлом учительница, ныне пенсионерка. Она, как и остальные помощники отца Алексия, служит в храме во славу Божию, без мысли о денежном вознаграждении.

Галина Теньковских жила в городе. Вернувшись в родные края, стала приходить в храм. Как-то отец Алексий предложил ей заниматься с детьми. Сейчас она с удовольствием рассказывает об успехах своих воспитанников, о разных конкурсах, поездках, о том, как зимой брали на каток даже трехлетнюю Агнию. Мальчишки играли в хоккей, маленькие делали первые шаги на коньках (их в пункте проката выдавали для воскресной школы бесплатно). В новом храме прибавилось как прихожан, так и учеников. Галина радуется простору помещений цокольного этажа, определенных для воскресной школы. И приглашает в игровую комнату, расположенную наверху.

– Не каждый ребенок всю службу простоит рядом с родителями. А здесь можно читать, рисовать, играть даже на полу, кстати, он во всем храме теплый, – поднявшись по лестнице, Галина показывает детскую рядом с балконом для хора.

Я же продолжаю подъем вслед за батюшкой. И впервые в жизни, по его знаку, стараясь не сбить общую мелодию, ударяю в колокол…

– Так и в нашем хоре люди, не имеющие музыкального образования, начинают петь, если есть желание и дар. Это утешает и радует, – рассказывает уже на верхнем клиросе отец Алексий. – Если матушка – руководитель хора (она с юношеских лет пела в церковном хоре ) – не может прийти, то и без нее служба проходит. Большого многоголосия нет, но в два голоса поют, когда и в три получается. В хоре немало мужчин.

После полудня редко кто заходит в церковь. Разговорилась с женщиной.

– Радует, что теперь никуда не надо ехать, а все таинства можно совершить здесь, в нашей церкви. И на воскресную службу сходить, – делится Наталья Яринских, жительница села Армизонское. – Многие у нас погруженные были, крещеных-то мало. Сама я с детства крещеная и не представляю, как жить без этого. Дети мои с малых лет основные молитвы знают. Сейчас племянник ходит в воскресную школу, ему это нравится. Там сценки ставят, учением занимаются. Сегодня зашла в храм по просьбе знакомых, записала их с детьми на крещение. В назначенный день встретятся с отцом Алексием. Думаю, в душе каждого из них станет теплее.

Троицу празднуют в намоленном, благодатном храме

В начале прошлого века на территории Армизонского района действовало шесть храмов и часовен. И только две церкви оказались неподвластны разрушительной силе. Троицкий храм за дорожным указателем «д. Шабалина» поражает путников гордым величием (хотя самой деревни давно уж и нет). История гласит, что приход здесь открылся в 1863 году. Через десять лет выстроили церковь на каменном фундаменте вместо сгоревшей. В 1913 году было решено строить рядом с ней каменную (кирпичную) полностью. В феврале 1914 утвердили проект на заседании строительного отделения Тобольского губернского управления. Вероятно, строительство готовилось исподволь, а потому параллельно продолжался сбор денег. В июле 1915 года объявлена «благодарность Епархиального начальства заштатному священнику Андрею Родионову за пожертвование 100 рублей на постройку нового Шабалинского храма и крестьянину Федору Изюмкину за пожертвование 120 рублей на тот же предмет».

Каждый прихожанин (в приходе две деревни – Орлово и Забошная, всего 245 дворов, прихожан мужского пола 983, женского – 969) должен был отработать на строительстве церкви определенное количество дней. Кирпич изготовляли неподалеку – за рямом, где залежи первоклассной глины. Яйца для раствора свозили со всей округи. В 1916 году церковь была освящена во имя Пресвятой Троицы. Как строили ее сто лет назад, так и стараются теперь восстановить всем миром: кто чем может – поможет. Кстати, службы в этом храме продолжались, хоть и с перерывами после ареста очередного священника за антисоветскую агитацию посредством Библии, до 1936 года. Тогда было решено храм ликвидировать, из кирпича построить машинно-тракторные мастерские. Сняли колокола, самый большой при этом разбился. Но один удалось спрятать прихожанке Клавдии Азаровой (она вернула его храму в день Святой Троицы в начале 90-х гг.). Жители села встали стеной, не давая порушить святыню, и местная власть на удивление отступила.

Мастерские построили в соседнем селе. А в церкви устроили зернохранилище. Когда построили и семенной комплекс, двери опустевшего храма закрыли. Но их взломали, растащили иконы, которые хранились в правом притворе. Не воровски, а для сохранности. Кое-кто молился, вставая пред ними на колени, другие просто хранили как святыню. С годами разъехались жители деревни Шабалиной кто куда, даже за границу. Но каждое лето на Троицу их дети и внуки стремятся приехать на родину, едут креститься даже из Австралии. Армизонцы празднуют этот день в старинной намоленной, благодатной этой церкви. Почти все иконы вернулись на свое место, некоторые сейчас находятся на реставрации. Владыка Тихон передал две иконы из тюменского монастыря, выходцы из Армизона украсили храм большой лампадой. Кто что несет в общий дом, так оно и должно быть.

Только в летнее время открыты двери церкви в честь исцелителей бессребреников св. Космы и Дамиана в селе Калмакское, хотя без куполов и колокольни, но уцелевшей, что бы там ни было. 14 ноября – день славы чудотворцев – местные жители считают престольным праздником (теперь и днем своего села). До революции в этот день открывалась в селе, на площади у храма, большая ярмарка, говорят, приезжали сюда торговцы даже из Китая.

– Старики помнят: наша церковь самая высокая, красивая была, белая, видна со всех сторон, даже из Курганской области. Каменные стены ее все выдержали, что было деревянное, разрушили, – окидывая взглядом, рассуждает прихожанин Сергей Стерхов, один из активистов восстановления церкви. – Ныне с миру по нитке собирается, многие храмовые иконы местные жители вернули, иконостас из тюменского храма благословили. Для богослужения теперь все есть. Недавно начали сбор денег, закупаем батареи, трубы, чтобы к следующей зиме обеспечить помещение теплом и сохранить в таком виде все, что есть.

Нашлись в селе инициативные прихожане, мастеровые мужики, отыскали чертежи своего полуразрушенного храма и уверяют: восстановление его – дело времени.

– Колокольню, купола деревянные подымать будем. Штукатурку снаружи хотим отодрать и побелить нашу церковь. Люди хотят помочь, кто чем может, стосковались по чистоте душевной, тянутся к светлому, – продолжает разговор Петр Гущин. – Хотим, чтобы церковь наша была открыта не только летом, круглый год.

Так в селах, далеких от больших городов и шумных магистралей, появляются новые и возрождаются старые храмы. И люди идут в них. У каждого своя дорога к Богу.

«Слава Богу, что при всех гонениях, насмеянии народ наш сохранил веру. Даже облачение священников Троицкого храма хранилось в сундуке в сельсовете. Часть его передала нам одна прихожанка несколько лет назад, сейчас находится в молебном доме в Армизоне. Открытие дверей нового храма стало для православных большим праздником. Один-два человека придут на службу – радость, а теперь принимают таинство крещения иной день до сотни человек. И снова я вижу их в храме…».

Иерей Алексий Брюханов, настоятель Армизонского прихода Ишимско-Аромашевской епархии.


20847