На пути к деду: из фрагментов - жизнь солдата

Общество, претендующее на то, чтобы быть достойным своих предков, должно знать героев, отстоявших свободу Отчизны.

Все дальше от нас воскресное июньское утро 1941-го, перечеркнувшее жизнь страны самой страшной в истории человечества войной. Написаны тысячи книг, и сняты тысячи фильмов, сказаны бессмертные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Но не все солдаты Великой Отечественной названы сегодня поименно. Судьбы тысяч так и остались невыясненными, до сих пор продолжаются поиски мест захоронения погибших воинов. Сегодня искать стало легче во многом благодаря тому, что открылись архивы, и главные из них – Центральный архив Минобороны РФ, Центральный военно-морской архив Минобороны РФ, Российский государственный военный архив, Государственный архив Российской Федерации.

Родственникам погибших стали доступны донесения боевых частей о безвозвратных потерях, другие архивные документы – похоронки, справки госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки военнопленных, паспорта захоронений советских солдат и офицеров.

Часть архивных документов была передана в ОБД «Мемориал» (обобщенный банк данных), у которого есть доступный всем пользователям сайт в Интернете, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны. Появилась возможность найти следы родных и близких – в основном дедов и прадедов, сгинувших в лихую годину.

В семьях памятен свой герой

Мне всегда было обидно за тех, кто ушел на войну здоровым и сильным, был убит в бою, но остался без креста, могилы и памятника. Для нас, потомков, чрезвычайно важно знать имена участников Великой Отечественной, захоронения, братские могилы. Сегодня такие данные собирают по крупицам. Насколько будет полной база данных, зависит и от нас самих. Что случилось с нашими отцами, дедами, прадедами? Как провели они свой последний день, как встретили смерть? Без понимания мотивов поступков предков, жизнь которых была оборвана противником, без необходимой информации мы обрекаем их на историческое небытие. Погибли ли они на поле боя, в партизанах, в фашистских застенках, в плену – мы должны знать правду.

Хорошо, если у погибших бойцов остались дети, а значит, внуки и правнуки. Например, как у братьев Дмитрия и Михаила Ледовских. Несколько лет потратили они на поиски могилы деда – Ивана Васильевича Ледовского. Непростой и долгий путь начался для них с ознакомления с документами.

Есть на сайте bdsa.ru («Боевые действия Красной армии в ВОВ») страница, рассказывающая о славном пути 368-й Краснознаменной стрелковой дивизии. В 2011 году в рубрике «Обратная связь» там было опубликовано письмо Михаила Ледовского:

«Прошу помочь в розыске места захоронения моего деда Ледовского Ивана Васильевича (в ОБД «Мемориал» значится как Ледовский), 1910 года рождения. Номер записи 80639132. Место рождения: Воронежская обл., Токайский район. Дата и место призыва: 27.06.1941, Токайский РВК. Последнее место службы: 368-я стрелковая дивизия. Воинское звание: старший сержант. Причина выбытия: убит. Дата выбытия: 22.07.1944».

Капсула времени

В донесении о безвозвратных потерях было указано, что Иван Ледовской похоронен в деревне Катасино Суоярвского района КФССР. Однако судя по картам, такого населенного пункта не существовало. А если брать во внимание многочисленные упоминания деревни Катасино в обобщенной базе данных, то по логике вещей она была. Значит, либо уничтожена во время войны, либо переселена после Победы: не могли же так много бойцов похоронить в несуществующей деревне! В ОБД у всех погибших на это число в Карелии назван именно выше-указанный населенный пункт.

Например, если смотреть списки бойцов, которые погибли тремя днями ранее, то там значится урочище Ягляярви. Такая точность заслуживает особого внимания: без должного обоснования в документах военного времени ничего не появлялось. Скрупулезность военной статистики была безукоризненной. Имелся список переименованных населенных пунктов, но и там названия Катасино не было.

Что предпринять в таком случае? Смотреть военные карты. Делать запрос в администрацию района или местный военкомат: там должны знать, куда перенесли останки бойцов, захороненных в месте, называвшемся Катасино. Возможно, что-то могли знать об этом краеведы из Карелии или военные поисковики.

Кстати

В Карелии восстановили данные почти 70 тысяч погибших в Великую Отечественную войну, установили более 68 тысяч имен погибших советских солдат. Из архива военкомата в базу данных были переданы сведения о безвозвратных потерях советских войск в период с 26 июня 1941 года по 14 ноября 1944 года. До создания электронной базы данных в учтенных могилах на территории Карелии числились официально захороненными 57 тысяч 403 человека. На сегодняшний день в ней содержатся сведения о 126 тысячах военнослужащих. Что касается послевоенных перезахоронений, то это самая кропотливая часть работы, ибо достоверного учета тогда уже не велось: изменения в базу данных вносятся по результатам работы в архивах Карелии и по сведениям, которые предоставляют местные жители.

Из переписки:

«На данный момент вашего деда в этой базе нет. Есть братская могила в городе Суоярви. На плитах выбито 1 596 фамилий, на самом деле там похоронено около 300 человек. Остальные захоронены «бумажно»: указаны фамилии тех, кто погиб в этих местах, но могилы их не были найдены. Есть форум «СОЛДАТ.РУ». Создатель базы данных – Александр Осиев. Свяжитесь с ним. У него можно запросить архивную схему захоронения по хутору Котасио – так изначально по-фински называлась эта деревня (Катасино – русифицированный вариант названия)».

Продолжение следует.


20815