Владелец крестьянского хозяйства вспахал поляну, где мы с друзьями не один год собирали клубнику – у фермера прибавка посевной площади, пусть и небольшая, нам же никакой радости.
В небольшой деревне, прямо за огородами, стояли небольшие стога сена, считай, в каждом дворе была корова, и не одна. Сейчас вокруг колосятся поля, среди них по дороге строем проходят оставшиеся несколько буренок на летнее пастбище. Как сделать, чтобы земля служила на пользу людям, на ней живущим?
Неоформленная земля, значит, не ваша, кратко пояснял предприниматель, проявляя хозяйскую хватку в увеличении объемов производства зерновых. С одной стороны, хорошо, земля хлеб родит, не зарастает бурьяном.
Фермер получает государственную поддержку на развитие производства, субсидии на строительство, на покупку современной дорогой техники, хозяйство крепнет на глазах. С другой – местные жители остались ни с чем, и только сейчас понимают это. Они были в растерянности, не знали, как распорядиться земельными долями, которые получили в собственность при ликвидации совхоза в 90-х гг. Отдавали в аренду тем, кто обрабатывал и сеял, осенью взамен получали пайку зерна. А когда узнали, что надо узаконивать свою земельную долю, причем площадью не менее 60 гектаров, землю продали тому же фермеру за предложенные десять тысяч рублей, иначе, слышали, пропадет их право собственности на нее.
Рассказывая, не называю деревню, потому что похожих историй много. Земля – основа жизни и кормилица. Она, можно сказать, триедина: это объект природы, объект собственности и объект пользования, хозяйствования. Каждое направление регулируется несколькими отраслями права.
Заместитель председателя областной Думы Виктор Рейн уточнил: на зональном совещании глав сельских муниципальных образований, специалистов областных и районных комитетов, работающих в сфере земельных отношений, речь пойдет о землях сельскохозяйственного назначения. И пояснил задачу: изучить проблемы, предложения, накопленный опыт в сельских муниципальных образованиях – самых близких к земле, чтобы сформировать рекомендации областной Думе.
Почти 92 процента земельного фонда страны находится в государственной и муниципальной собственности. За 20 лет проведения аграрных реформ площадь пашни в целом по России сократилась со 132 до 114 млн га, то есть 18 млн га были использованы под застройки или заросли лесом – словом, выведены из посевных площадей. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы страна может потерять еще 20,5 млн га, которые не используются, зарастают кустарником и заболачиваются. 24 млн га земли приходится на невостребованные за двадцать лет земельные доли, а процедура их судебного изъятия и передачи в муниципальную собственность достаточно сложна. Практически отсутствует практика судебного изъятия земель, которые используются не по сельскохозяйственному назначению.
– По данным Росреестра, наша область имеет 1345 тысяч гектаров пашни, а задействовано всего 1150 тысяч. Остаются неиспользованными низкопродуктивные земли – 224 тысячи га, плюс 239 тысяч га залежных земель, где производство требует повышенных затрат сельхозпредприятий, значит, они будут заболачиваться или зарастать. Тем не менее за последние восемь лет сельхозпроизводители области вовлекли в оборот 144 тысячи гектаров, заброшенные ещё в перестроечное время. По оценкам специалистов агропромышленных комитетов муниципальных образований, в ближайшей перспективе могут быть вовлечены в оборот еще 58 тысяч гектаров. По нашим прогнозам, порядка 10 тысяч гектаров земли сельхозпрозводители должны вовлечь в действие в этом году, – рассказал заместитель губернатора, руководитель департамента развития АПК Владимир Чейметов. – К сожалению, зарегистрированных земельных участков в целом по области, мягко говоря, не так уж много.
Товаропроизводители не торопятся оформлять паевые земли, поскольку за этим последует земельный налог. Даже крупные хозяйства чаще не имеют полной регистрации земли. Государственную субсидию в растениеводстве они получают на обрабатываемые гектары. Но это пока. По сути, ее должна определять площадь узаконенной предприятием земли для производства.
Да и как знать, не придет ли на поле, которое сельхозпредприятие считало своим, посевной комплекс другого собственника? Владимир Чейметов рассказал о недавней подобной ситуации, в результате чего у предприятия произошло снижение посевных площадей, и оно лишилось государственной поддержки. Сельхозпредприятиям необходимо иметь правовые основания для использования земли, еще раз подчеркнул он. Есть много примеров, когда земельные участки оформляются в категории сельхозназначения, но при этом не используются именно в этом направлении. Однако вернуть их в государственную собственность непросто. Значит, в правовом поле должны быть более четко определены правила игры. Эта тема особенно важна для территорий близ городов и городских округов.
В урегулировании земельных отношений особая роль отведена органам местного самоуправления. В их полномочия входит оформление невостребованных долей в муниципальную собственность для дальнейшего использования и привлечения инвесторов. В настоящее время земля в муниципалитетах в основном паевая и неоформленная.
– Формирование рынка земли и недвижимости – фактор экономического роста территории. За пять месяцев года рассмотрено 363 пакета документов, связанных с оформлением земельных участков, из них девять – для ведения ЛПХ и огородничества, заключено 96 договоров аренды, 70 договоров купли-продажи земельных участков. То есть люди стали активнее использовать право по оформлению земли, – рассказал глава Голышмановского района Александр Желтоухов. – Кстати, у нас имеется практика изъятия в судебном порядке участка у землепользователя ввиду нецелевого использования. Этот участок уже предоставлен на правах аренды другому землепользователю. Пусть это единственный случай, но опыт появился.
Глава муниципалитета назвал представителям областной Думы некоторые проблемы: необходимо обновление картографического материала, надо определить порядок предоставления земельного участка для ведения животноводства (речь идет о сенокосных угодьях). Что делать с землями, которые не разграничены? на них тоже растет трава. Предложил Росреестру в рамках взаимодействия предоставлять информацию о зарегистрированных правах на земельную долю, которая находится в ведении района. Попросил разъяснения механизма изъятия земельного в пользу муниципальной собственности, если прежний собственник умер или отсутствует без вести и не имеет наследников.
Копилку вопросов и предложений для комитета областной Думы по АПК и земельным отношениям пополнил глава Бердюжского района Николай Теньковский:
– В нашем районе 57 тысяч гектаров земли выделено в категорию особо охраняемых территорий. Проблема в том, что в их границах находится более 20 тысяч гектаров земель сельхозпредприятий. Закон не позволяет выделить им эти участки. Как крестьяне, работающие на пашне, могли бы оформить ее аренду? С 2009 года пытаемся решить вопрос, все это время дело движется только между судами, – рассказал он.
– Вопросы земли очень важны для каждого органа самоуправления как в плане оформления участков, так и собираемости налогов, пополнения местного бюджета. Проблем немало. Сегодня услышала много нового для себя. появились вопросы, смогла задать некоторые специалистам, присутствующим здесь, – такое впечатление от состоявшегося разговора у главы Гладиловской сельской администрации Ирины Бобычиной.
Опытом совершенствования земельных отношений поделились с тюменскими коллегами представители Законодательного Собрания, комитетов и муниципалитетов Свердловской области.
Подобные совещания помогают законотворцам услышать мнение тех, кто ближе к людям, работающим на земле, для доработки областных законов, для дальнейших поправок, дополнений в Земельный кодекс. Земля – это дар божий, с которым надо аккуратно обращаться.



