«…И на Тихом океане свой закончили поход»

Война! Она ворвалась в каждый дом. И вот сейчас, спустя много лет, нам особенно дороги воспоминания фронтовиков, переживших лихолетье и оставшихся в живых.

У меня в руках уникальная книга – «Солдаты Победы», изданная Тюменским городским советом ветеранов войны и труда в 2004 году. Среди перечисленных в ней имен фронтовиков – имя Григория Тимофеевича Кузнецова. И сухие строки его биографии: родился, воевал, работал… Но за каждым словом столько событий не только из его личной жизни, но и из жизни страны.

…Родился наш герой в 1924 году в деревне Михеевой Вагайского района в многодетной крестьянской семье, где главным средством воспитания был самый мудрый учитель – труд.

Однажды, будучи дошкольницей, я побывала в одной деревне и на всю жизнь запомнила такую картину. Вокруг длинного стола с выскобленной добела столешницей сидит вся семья и терпеливо ждёт, когда хозяйка вытащит из русской печи огромный чугун с картошкой и поставит его на середину стола. Около каждого насыпана маленькая кучка соли. И всё. Ни тарелок, ни вилок.

Так и жили, довольствуясь малым. И по-своему были счастливы. Сейчас живо представила такое же: сидят за столом 11 (!) Кузнецовых… И были у них и нужда, и непомерный труд. Ведь работали с раннего детства в домашнем хозяйстве, а подрастая, и в колхозе.

Но вот война. Великая Отечественная. Опустела и без того маленькая деревушка, а вскоре пошли зловещие похоронки…

В семье Кузнецовых не понаслышке знали, что такое война. Дед в гражданскую служил в Первой конной Будённого, отец тоже участник тех событий, получил множество ранений. Несмотря на это, уже в 1941 г. был призван в трудармию, да так и не вернулся домой.

В 1942 году наступило время служить близнецам Григорию и Ивану. На поблёкшей от времени любительской фотографии видим двух рослых красивых парней в белых рубашках перед самой отправкой на призывной пункт. В Омске, в облвоенкомате, первого определили в морфлот, второго – в авиацию.

Сегодня расскажем лишь о Григории, (об Иване – другая история, потому что судьбы их разные и лишь Победа была одна на всех. Скажу лишь, что он, будучи стрелком-радистом, тоже служил до 1950 года на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. Вернувшись в родные места, работал в МТС. На пенсию ушёл с Тюменской ТЭЦ).

И тут время сделать отступление, вспомнить о важных исторических фактах, в том числе о так называемом ленд-лизе – системе передачи США взаймы или в аренду вооружения, боевых кораблей, стратегического сырья, продовольствия и т.д. странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Более безопасным был признан тихоокеанский путь, по которому доставлялась почти половина поставок. Эти события и коснулись Григория Кузнецова. После учёбы он был определён в 63-ю эскадру на охрану аэродрома, с 1943 года – в спецкоманду для перегона боевых кораблей из США (Северная Америка), военно-морской базы Каутбей – во Владивосток, в бухту Патрокль.

В первый раз уходили на торговых судах, а затем, получив корабли, сопровождали их к месту назначения. Путь – продолжительный, до 20 дней, а из-за непогоды и более. Бывали случаи, когда японцы нападали, тем самым обрекая их на гибель.

Кузнецов участвовал в перегоне четыре раза, благополучно доставил корабли во Владивосток. После этой операции Григорий оказался на флагманском эскадренном миноносце №22 Сахалинской военной флотилии Тихоокеанского флота, который и стал на пять лет его родным домом.

8 мая 1945 года, после отбоя, вдруг раздались громкие звуки команды. Думали, что это боевая тревога, а оказалась – ПОБЕДА! Радость была, конечно, неимоверная. Но на Дальнем Востоке вскоре вновь запылало пламя войны – 9 августа 1945 года началась советско-японская война.

И тут опять обратимся к документальным источникам. Эта война явилась продолжением Великой Отечественной. После нападения фашистской Германии на СССР Япония, несмотря на договор с Советским Союзом о нейтралитете, активно помогала Германии, имея крупную группировку войск у границ СССР, сковывала значительные силы Красной Армии на Дальнем Востоке, нарушала границы СССР, чинила препятствия нашему судоходству. В связи с этим Советский Союз денонсировал договор о нейтралитете и 8 августа 1945 года объявил Японии войну.

Директивой Ставки Верховного главнокомандования на Дальнем Востоке было образовано три фронта: Забайкальский, Первый и Второй Дальневосточный. Они взаимодействовали с Тихоокеанским флотом и Амурской флотилией. В боевых действиях принимала участие народно-революционная армия Монгольской Народной Республики.

Главнокомандующим нашими вооружёнными силами на Дальнем Востоке стал Маршал СССР А.М. Василевский. Впечатляющей была мощь нашей группировки. Вот лишь некоторые данные в начале боевой операции. В ночь на 9 августа советские войска перешли в наступление и за шесть дней прорвали оборону противника (17 укрепленных районов) на всех направлениях, расчленив Квантунскую армию на отдельные группировки, разгромив её основные силы.

В итоге на Дальнем Востоке были освобождены северная и северо-восточная часть Маньчжурии, Северная Корея, территория Северо-Восточного Китая, Порт-Артур, все острова Курильской гряды, Южный Сахалин. В последней операции участвовал Григорий Кузнецов, поэтому остановлюсь на этом подробнее.

11 августа 16-я армия Второго Дальневосточного фронта и Северная Тихоокеанская флотилия начали Южно-Сахалинскую операцию против Японии. Во время ее проведения ударом 56-го стрелкового корпуса с фронта и высадкой морских десантов во вражеский тыл, в порты Торо (Шахтерск), Маока (Холмск) и Отомари (Корсаков), японская группировка была разгромлена. Отторгнутая Японией в 1905 году южная часть Сахалина 25 августа вновь стала составной частью СССР.

Южно-Сахалинская операция отличалась чётким взаимодействием сухопутных войск и сил флота. Это испытал на себе Григорий Кузнецов, поддерживая артиллерийским огнём высадившийся на берег десант. Он был командиром орудия палубной башенной установки.

И снова исторические факты мирового масштаба. 2 сентября Япония в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» подписала акт о безоговорочной капитуляции. В Москве в честь этой победы был салют. 30 сентября учреждена медаль «За победу над Японией». А уже в 2010 году был принят Федеральный закон о новой памятной дате России, которым устанавливается День окончания Второй мировой войны – 2 сентября.

Закончилась вторая мировая, но не закончилась служба Григория. Демобилизовался он только через пять лет после этого. А до того по-прежнему домом ему был флагманский корабль. Рассматривая старые фотографии, он с волнением вспоминает, как курсировали они вдоль побережья вплоть до Ледовитого океана, изучая его на предмет укрепления обороноспособности Дальнего Востока. Тут-то он воочию и увидел многих видных военачальников и государственных деятелей: А. М. Василевского, Р. Я. Малиновского, П. А. Ротмистрова, К. А. Вершинина, Н. Г. Кузнецова, А. И. Микояна и других. Очень гордится, что запечатлён с некоторыми из них на фотографиях.

В памяти остались и забавные случаи, происходившие во время их визитов. В течение месяца «драили» перед приездом высоких гостей палубу. А когда на корабль прибыл Р. Я. Малиновский, увидели, как рядом с ним шёл офицер и нес в руках что-то тяжёлое. Только перед торжеством, посмотрев на Малиновского в парадной военной форме, увешанной боевыми наградами, догадались, что нёс его адъютант, – это был китель с его многочисленными орденами.

Незабываем и такой факт. Во время путешествия вдоль побережья на их корабле находилась группа ансамбля песни и пляски Советской Армии. В 1950 году прибыли в Токийскую бухту, выключили котельную установку, сошли на берег и на своём советском судне – во Владивосток!

Долгожданная демобилизация принесла радость, но были и минуты грусти – расставание с боевыми товарищами. Ведь за это время они породнились, жили одной дружной семьёй, которая насчитывала 165 человек. Добрым словом вспоминает Григорий своего командира – капитан-лейтенанта, а позднее, капитана третьего ранга Лешенко. На вопрос, сколько раз за 8 лет был на «губе», удивился – ни разу!

И вот снова на тюменской земле! 40 километров пешком прошёл до родной деревни. Тут и трава зеленее, и небо синее. а какой воздух! Уходил 17-летним пацаном, а вернулся 25-летним мужиком! Даже мать не узнала, когда ступил на порог родного дома.

Деревня истосковалась по крепким надёжным рукам. Предложения о работе сыпались отовсюду. Так и проработал он на сельскохозяйственных предприятиях района сначала на рядовых, а потом и руководящих должностях. В течение пяти лет избирался освобождённым секретарём партийной организации совхоза.

Со своей единственной Анной Яковлевной прожили в любви и согласии более 60 лет, вырастили сына, повзрослели и внуки.

108-2-4Выйдя на пенсию и переехав в областной центр, проработал ещё семь лет. Имеет правительственные награды, самая памятная из них – «За победу над Японией». А ещё с каким-то особенным чувством показывает грамоту – благодарность Верховного главнокомандующего, генералиссимуса товарища Сталина за отличные боевые действия в боях с японцами на Дальнем Востоке.

…Прожита большая жизнь. Но очень часто вспоминает свою боевую комсомольскую юность.

Здесь же, в Тюмени, живёт и его брат Иван. И теперь настало время – их дети и внуки приняли эстафету заботы о стариках.

Приближается знаменательная дата в жизни братьев-близнецов – 90-летие, и так хочется, чтобы этот день оказался для них светлым!


20750