Недавний договор о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав субъектов России в одночасье изменил глобальный миропорядок. При всех взаимных плюсах этого присоединения Украина в целом будет еще долго оставаться нашей головной болью. Не сложно понять, что продолжится глубокое противостояние с киевскими властями, ведь они не оставляют надежд вернуть полуостров любыми путями. Как дальше будут развиваться события? Впрочем, не зря говорится, чтобы познать будущее – смотри в прошлое.
В марте 1654 года (360 лет назад!) царь Алексей Михайлович и Боярская дума согласились на союз с Украиной. Всё обширное пространство по обе стороны Днепра было тогда под властью Речи Посполитой. Принять предложение гетмана Б. Хмельницкого означало для Московии ввязаться в войну. Параллели с сегодняшними днями – конфронтация с Западом и США. И когда Украина сейчас обвиняет Крым в сепаратизме, стоит напомнить: она когда-то сама попросилась под «высокую руку» московского царя.
8 апреля 1783 г. Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав России. Вблизи древнего Херсонеса через год был заложен город Севастополь. Вся его история – борьба за свободу и независимость.
Город выстоял, когда в сентябре 1854 года англо-французская армия численностью более 60 тыс. человек высадилась в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь. Только в конце августа 1855-го после захвата Малахова кургана защитники крепости оставили южную часть города. Оборона длилась 349 дней. Мужество солдат и офицеров потрясло современников. В целом Россия вышла из Крымской войны с минимальным уроном.
Никогда не сотрутся из памяти народа суровые годы Великой Отечественной войны, многомесячные кровопролитные сражения в Крыму. К ноябрю 1941 года вся его территория была в руках немцев, кроме Севастополя. Лишь 29 июля 1942 года враг ворвался в город. 250-дневная оборона вошла в военную историю как образец длительной активной обороны в глубоком тылу противника.
Восьмого апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта начали Крымскую наступательную операцию. Через два дня выступила Приморская армия во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской флотилией. 11 апреля была освобождена Керчь, 13-го – Симферополь. Противник на выгодных для обороны рубежах построил очень развитую систему сооружений, усиленных проволокой, минными полями. На подступах к Севастополю с господствующей над местностью Сапун-горой сосредоточились 72 тыс. солдат, 1830 орудий и минометов, 50 танков. Напомним, что в 1942 году немцам понадобилось несколько месяцев, чтобы захватить её. Генеральный штурм начался 7 мая, и к вечеру там был поднят красный флаг. После ожесточенных боев город освободили.
У человека, защищающего Родину, одна цель – уничтожить врага. Даже если цена – собственная жизнь. То было осознание себя частью великого целого, где радость и горе на всех. И если радость ни к чему не обязывает, то общая беда заставляет каждого забыть о себе. Люди чувствовали, что Великая Россия тоже героически сражается, что она принесет им избавление от ненавистного врага.
…19 февраля 1954 года Н. Хрущев к 300-летию воссоединения Украины с Россией широким жестом передал Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР. Вопрос решили кулуарно, жителей ни о чём не спрашивали. Все последующие годы они были юридически украинскими, но никогда себя таковыми не ощущали.
В 1991 году случилось непредвиденное – большая страна распалась. Крымчане говорят, что их передали из рук в руки, как мешок картошки. Россия была слаба и не стала отстаивать свои интересы.
В декабре 2013 года в Киеве произошел националистический государственный переворот. Сразу же начались угрозы, репрессии в адрес тех, кто сопротивлялся путчу. Русскоязычный Крым был первым на очереди. Вот тогда жители полуострова и Севастополя обратились с призывом защитить их права и саму жизнь к России. Она, разумеется, не могла не откликнуться на эту просьбу. Референдум о присоединении полуострова к России закрепил выбор, который большинство его жителей сделали в своем сердце задолго до этого дня. За присоединение высказались 96,77% избирателей при явке 83,1%. А 18 марта в Кремле был подписан Договор о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. Крымчане говорят: «Мы возвратились домой». Да и как могло быть иначе, если каждый клочок их земли полит русской кровью и которая в результате самодурства двух партийных бонз оказалась в другом государстве.
Теперь США и Европейский союз непрерывно грозят нашей стране жёсткими экономическими санкциями. Судя по всему, эта схватка надолго, но она невыгодна и Западу. Потребление российского газа европейскими странами составляет более 35%, а некоторыми и вовсе – 60-70%. Ежегодный торговый оборот России с США около 35 млрд долл., тогда как с ЕС – более 400 млрд долл. В общем, европейцам есть что терять. Да и сами США не торопятся разрывать взаимовыгодное сотрудничество с нашей страной, например, в космосе, продлив контракт по перевозке их астронавтов на МКС. Не так давно Москва получила чек на 458 млн долларов от NASA.
Безусловно, в модернизацию крымской экономики придется вложиться (там фактически нулевая инфраструктура). Но эти вложения окупятся к 2020 году. Добавим сюда перспективу добычи нефти и газа в Азовском и Чёрном морях (Украина не занималась их разработкой из-за безденежья), рыбные ресурсы.
Отгремели первые крымские баталии, и в повестке оказывается куда более важный вопрос: как нам конструировать своё будущее? России снова предоставляется шанс коренного оздоровления своей пошатнувшейся экономики. Достаточно сказать, что в первом квартале 2014 г. зафиксирован огромный отток частного капитала в фешенебельные страны – до 70 млрд долларов. Народ ждёт санкций против богатеев (чтобы те прекратили вкладывать деньги в зарубежные экономики), безотлагательной борьбы против коррупции на всех уровнях власти. Перед страной стоят сверхмасштабные задачи: создать высокотехнологичную промышленность, завершить действующие мегапроекты, увеличить расходы на образование и науку, уменьшить социальное неравенство… Но нас не напугать. Зная историю, можно сказать: чем сложнее ситуация, тем мы успешнее развиваемся. В общем, «караван» идет, кто бы там на него ни лаял.



