Сейчас мало кто помнит, но в девяностые годы в Тюмени была вальдорфская школа. Тогда интерес к новым для России педагогическим методикам был велик. Не угас он и теперь. Энтузиасты вальдорфского движения готовятся открыть в городе семейный центр и детский сад и уже не в первый раз приглашают к нам специалистов по арт-терапии. На этот раз семинар под названием "Весна – Возрождение. Пробуждение искусством" в галерее современного искусства на Луначарского, 28 провели учитель из Англии Роберт Стрэффорд и врач из Петербурга Юрий Юрченко.
Для начала краткий экскурс в историю. Жил в начале прошлого века в Германии философ и общественный деятель Рудольф Штайнер. Он разработал собственную систему взглядов под названием антропософия, но чистым теоретизированием не ограничился. Его интересовали буквально все области жизни – от сельского хозяйства до литературы и театра, и свои мысли он воплощал на деле. Штайнер – родоначальник антропософской медицины, эвритмии, ботмеровской гимнастики и педагогической системы, получившей имя по названию сигаретной фабрики "Вальдорф-Астория". В 1919 году при содействии Эмиля Мольта, одного из ее владельцев, Штайнер организовал в Штутгарте школу для детей рабочих. Сегодня вальдорфские школы действуют в десятках стран мира, в том числе в России. Педагогическая система строится на идеях антропософии, но интересна, прежде всего, практическими наработками по развитию в ребенке творческого начала, самостоятельности, навыков общения и социальной адаптации.
Взрослый тоже может приобщиться к этой системе через курсы и семинары, вроде того, который состоялся в Тюмени. На четырехдневные занятия пришли участники прошлых семинаров и около двух десятков новых людей. В будни занимались по вечерам, в выходные – весь день. За это время успели порисовать акварелью (мокрым по мокрому – так это называется), пастелью и углем, попробовать себя в игре на флейте и лепке из воска, прослушали лекцию по антропософской медицине. А заодно получили массу впечатлений, испытали яркие эмоции и сумели по-новому взглянуть на себя и на мир, что, собственно, и было целью семинара. Занятия недешевы, но ни педагоги, ни галерея, как уверяют, на них не зарабатывают. Средства идут на текущие расходы, прежде всего, на приезд преподавателей.
Для начала Роберт Стрэффорд пересказал участникам семинара сказку братьев Гримм "Живая вода", затем предложил слепить из цветного воска кого-нибудь из персонажей. Например, принца – младшего сына больного короля. А после перерыва – прекрасную принцессу, его невесту. Это была вторая часть задания – сделать персонажу компаньона и показать, как они взаимодействуют. Дома, в британском городе Ноттингеме, Стрэффорд проводит это занятие с семилетними ребятишками. В Тюмени взрослые, согревая в руках воск и обдумывая сказочные коллизии, смогли вновь ненадолго почувствовать себя детьми.
А если отложить воск и взять пастель, чтобы попытаться воспроизвести годовой цикл растения? Рисунков должно быть двенадцать – по числу месяцев, но поскольку время семинара ограничено, изобразить предстояло только ключевые этапы цикла. И не просто изобразить, а прочувствовать и пережить. Цикл подобен серии вдохов и выдохов. Сжаться, замкнуться, обратиться внутрь себя – как брошенное в почву семя. Потянуться, раскрыться навстречу миру – как пробившийся из семени побег. Сжаться – как стебель, раскрыться – как лист…, сжаться – как бутон, раскрыться – как цветок… и вновь сжаться до плода и семени… Ощутить тепло, влагу, дуновение ветра – силы, воздействующие на растение.
Психолог Оксана, участница семинара, которой довелось посещать и другие развивающие занятия, называет арт-терапию поразительной практикой: "Нет анализа, обсуждения, никаких "давайте поговорим", "вспомним прошлое". Рисуешь цветочек, просто цветочек. И тут что-то приходит… Язык души, напрямую, без головы. Раскрепощение. В первую очередь сыграла роль атмосфера, которую Роберт создавал, – душевная и непринужденная… Мы не просто рисовали. Перед этим мы, например, побегали, как ветерки, и настрой стал более легким… " Однако вернувшись домой после занятия, Оксана ощутила… раздражение. На все и всех. И это, оказывается, хорошо. Наконец-то нашли выход отрицательные эмоции, подавленные и долго копившиеся внутри. То же самое случилось с некоторыми участниками, когда начали рисовать углем стихии огня, воды, воздуха... "Думаешь, я воду люблю, все классно. А начинаешь рисовать…, и получается почему-то не классно. Вода в твоей голове совсем другая. Настоящая, такая, которая на данный момент отражает твое внутреннее состояние".
Вальдорфская арт-терапия – это учение о жизненных периодах и сущностях человека, это темперамент, ритмы, звук, движение… Педагог не только указывает и объясняет, но и показывает, увлекает собственным примером. Если научиться видеть на портрете не красивое или некрасивое лицо, а гармоничное сочетание линий и цветовых пятен, то мир и люди вокруг воспринимаются по-другому. Если наносить краску на мокрую бумагу, она сияет и кажется живой. Это ощущение жизни – главное. Не получилось шедевра? Ну и что! Процесс важнее результата…
Роберт Стрэффорд показал фотографии из своей учительской практики. В идеале с первого по восьмой класс у школьников должен быть один учитель. По всем предметам. Кроме разве что иностранного языка. Роберт учит детей 7-11 лет – и шалаши с ними строит, и кирпичи делает, каждый день цветными мелками рисует на доске настоящую картину по теме урока. С Юрием Юрченко они познакомились в Англии, в колледже города Страуд, где оба получали знания по арт-терапии. И тот, и другой по образованию медики, но Юрченко продолжает работать врачом в частном медицинском центре, а Стрэффорд полностью ушел в педагогику. Возможно, в следующий раз они проведут семинар не только в галерее современного искусства, но и в вальдорфском центре, который должен заработать уже в сентябре.



