АлСиб. Секретная трасса

Не так давно на наших телеэкранах прошло два фильма: «Перегон» и «АлСиб. Секретная трасса». Позволю себе высказать о них своё мнение.

Первый, считаю, поражает своей легковесностью и даже негативом и далёк от исторической истины. Второй серьёзный, проиллюстрирован редкими кадрами кинохроники военных лет. Эта тема начала интересовать меня с той поры, как только «просочились» о ней первые упоминания в прессе. Известно, что поначалу это было большим секретом, а потом огласке помешала «холодная» война. Но лет десять назад мне посчастливилось (другого слова и не подберу) встретиться с двумя тюменцами, участниками данной эпопеи, и не понаслышке узнать об этом.Но сначала обратимся к документальным источникам.

Что такое ленд-лиз?

Уже шла ожесточенная война. Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США, проходившая с 29 сентября по 1 октября 1941 года в соответствии с ранее принятым конгрессом Соединенных Штатов Америки законом о так называемом ленд-лизе, решила вопросы взаимных военных поставок. В личном послании президента Рузвельта Сталину от 2 ноября 1941 года отмечалось, что все списки военного снаряжения и вооружения одобрены, поставки начнутся немедленно и будут произведены на сумму до 1 млрд долларов. Платежи по этой задолженности взимаются только спустя 5 лет после окончания войны и производятся в течение 10 лет. А советское правительство должно приложить особые усилия, чтобы продать те товары и сырьё, которые имеются в его распоряжении и в которых могут нуждаться США. Сложной проблемой тогда был и выбор путей для перевозки грузов. Самые короткие – по Балтийскому и Черному морям – были блокированы фашистами. Пришлось использовать менее удобные – Северный, Тихоокеанский и Иранский. Но сегодня поведём разговор только о поставке самолетов по ленд-лизу и только по трассе Аляска – Сибирь (АлСиб), как считалось, более безопасному.

Суровая правда жизни

Инициатива создания этого маршрута принадлежала лично И.В. Сталину. Он вызвал в Кремль известного полярного лётчика Илью Мазурука, Героя Советского Союза, участника первого и многих других экспедиций на Северный полюс (а в дальнейшем и в Антарктиду, получившего звание генерал-майора авиации), и поручил незамедлительно разработать проект новой трассы. Время не ждало. И 9 октября 1941 года этот сверхсекретный документ был уже утверждён. Как вспоминал позднее И.П. Мазурук, об этой трассе говорили, что это могли совершить либо сумасшедшие, либо… русские.

Америку и СССР разделяет 84-километровый Берингов пролив. Но для совершения операции перегона самолётов на нашей территории нужно было построить несколько промежуточных аэродромов, где их могли бы заправить горючим. Но и с ним было всё непросто – в летний период его завозили на баржах по Колыме, Лене, Индигирке. Трудности были огромные, ведь строительство велось в условиях вечной мерзлоты, тундры и непроходимой глухой тайги. Да и сам неизведанный путь в шесть с половиной тысяч километров, в том числе через скалы Чукотки, в условиях 50-градусных морозов, туманов, обледенения, нехватки кислорода (летали на большой высоте), был невероятно опасен. Причём по времени занимал около месяца.

По ленд-лизу американцы поставляли СССР несколько типов самолётов: истребителей и бомбардировщиков. В основном это были «Кобра» и Б-25 («Боинг»). И шли они всегда в связке: в центре – «Боинг», по бокам – от 9 до 12 истребителей, которые не имели дальней связи и были от него зависимы.

Известно, что перегнали более 8 тысяч боевых машин. Но без трагедий не обошлось. В 1983 году состоялось захоронение тех, кого смогли обнаружить и достать из глубины горных ущелий. Тут уместно сказать, что долгое время лётчики, участвовавшие в перегонах, даже не числились в списках участников Великой Отечественной войны, оставаясь неведомыми героями невидимого фронта… Экипажи перегоночных полков на Аляску направлялись по 30-35 человек в холодных грузовых самолётах СИ-47 фирмы «Дуглас».

Он служил в перегоночном полку

Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с удивительными людьми. Вот с таким человеком мне и посчастливилось однажды познакомиться. Один из них – Михаил Романович Полуянов (к сожалению, следы ветерана затерялись, и у меня не осталось даже его приличной фотографии. Надеюсь, что его родные или близкие, прочитав этот материал, откликнутся). Уроженец Тобольска, он был призван в армию в 1943 году, в 17 лет. В том же году успешно окончил авиационное радиотехническое училище, дислоцировавшееся в Киргизии, где готовили стрелков-радистов. Но был отправлен не на фронт, а на международную трассу АлСиб, по которой перегоняли американские самолёты и которой командовал прославленный полярник, соратник О.Ю. Шмидта, Герой Советского Союза М.И. Шевелев. Штаб размещался в Якутске. Там же находилась переброшенная с фронта Краснознамённая авиаперегоночная боевая дивизия. Её первый полк сразу направили на Аляску, в города Фербенкс и Нам, где и были сосредоточены военные самолёты. Там и служил Михаил.

Летал Полуянов из СССР в Америку и обратно, пока командование не обратило внимание на высококвалифицированного, дисциплинированного, исполнительного специалиста и не направило его в распоряжение руководства узла международной связи, в Центральное радиобюро, где был пеленгатор, который и вёл самолёты к нужному аэродрому. Закончился перегон, но не закончилась служба. Демобилизовался Полуянов только в 1950 году. Через два года приехал в Тюмень и принимал активное участие в работе ведущих ведомств области, обустраивавших Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс.

Командир Б-25

Много лет назад недалеко от нашего дома жил Василий Куприянович Протасов, работавший в Тюменском управлении гражданской авиации. Только когда он тяжело заболел, я узнала о его боевом пути. Родом земляк из Исетского района. Мечта стать лётчиком привела сначала в аэроклуб Осоавиахима, затем в Красноуфимское летное училище. Прошёл всю войну. Служба началась с По-2, потом – авиация дальнего действия на американском бомбардировщике Б-25. Полёты совершались далеко за линию фронта, иногда над иностранными государствами, находившимися под немцами, вплоть до Адриатического моря. Помогали и югославским партизанам, сбрасывая им на парашютах оружие, продовольствие, медикаменты. Бомбили важные железнодорожные узлы, места большого скопления войск и военной техники. Это были ночные массированные налёты крупных авиасоединений – от 70 до 90 самолетов. Самолеты летели с погашенными огнями, да к тому же на большой высоте – в этом было их преимущество.

В послевоенные годы Протасов – командир эскадрильи, командир стратегического бомбардировщика Ту-95. В 1955-1957 годах принимал участие в воздушных парадах и освоении реактивной техники, был награждён орденом Ленина. А ещё принимал участие в эксперименте – находился в воздухе 23 часа 20 минут без посадки и дополнительной заправки в воздухе. Маршрут проходил через Северный полюс и Алеутские острова (Канада), где экипаж взаимодействовал с Тихоокеанской флотилией. Это было большим достижением.

В 2000 году он посетил музей авиатехники в Монино (Подмосковье). По бортовому номеру узнал своё детище и сфотографировался на память на фоне этой четырехмоторной громады (так этот снимок с дарственной надписью ветерана и оказался в моём семейном архиве). О чём думал в тот момент подполковник в отставке – нетрудно догадаться. Вспоминал, конечно, о боевом пути, о трагической гибели своего экипажа, уже после того, как демобилизовался по болезни. Именно с этого Ту-95 30 октября 1961 года в акватории Северного Ледовитого океана была сброшена первая в мире водородная бомба (под кодовым названием «Большой Иван»). Её «гриб» поднялся до 23 километров. На побережье Диксона и в Амдерме повылетали из окон домов все стекла. Почувствовали это и жители северной части нашего региона. Огненно-плазменный столб горел невероятно долго, переполошил и военных, и ученых. А мир тем временем был на волоске от катастрофы (этому событию была посвящена передача Центрального телевидения из серии «Тайна века»). Несмотря на предпринятые меры, члены экипажа облучились, и в живых остался лишь один стрелок…

085-2-2Рассказал Протасов и о курьезах. Как-то раз после рукопожатия К.К. Рокоссовского, он три дня … не мыл руку. А ещё вспомнил, что был в его полку штурман Николай Орлов, храбрый, отчаянный, но дебошир. И с ним связан один смешной случай. До этого Николай участвовал в тех самых перегонах американских самолетов, которые доставляли с Аляски. Однажды экипаж привел самолеты в Иркутск, на базу. Команде дали пару дней на отдых, и летчики отправились в театр, где шёл спектакль «Отелло». Все были изрядно выпивши. В самый кульминационный момент, когда герой пьесы стал душить свою возлюбленную Дездемону, с места вскочил Николай с пистолетом в руке и криком: «Попробуй только задуши!!!», бросился на сцену. Спектакль был сорван. Экипаж наказали. Послали Колю на передовую…

Вот такие истории рассказали мне наши земляки – участники Великой Отечественной войны.


20405