На Панином Бугре тишина. Пусть и находится он от центра Тобольска по прямой не так далеко, но если по дороге, то ехать километров пять. Даже собак поблизости не видно, местные шутят: ушли, скучно им тут стало. Даже немного не по себе становится, когда въезжаешь в некогда небольшой, но чистенький, ухоженный поселок – лет двадцать назад здесь было шумно от детских голосов и жизнь кипела и бурлила во всех ее направлениях…
Рядом с поселком находился учебный центр Управления внутренних дел, дававший многим жителям этого небойкого места работу. Сейчас его закрыли, да и сам поселочек на пороге забвения – ни одной торговой точки, не говоря уже о других признаках цивилизации, а ведь за окном 21-й век как-никак.
Домишко
У полуразвалившегося жилища (домом это гнилое строение назвать можно с большой натяжкой) стоит местная жительница. Потом, не торопясь, двигается мне навстречу, и кажется, с пустым ведром. Хотя нет, ведро не пустое, но и доброй приметой эту встречу не назовёшь – там то, что в благоустроенных домах обычно принято спускать в канализацию. А тут приходится бегать на улицу с помоями не один раз за день.
Хозяйка назвалась Анной Игнатовой. Её домишко много лет назад строили зэки (на Панином Бугре две колонии раньше размещались). В этом “строении развитого социализма” и проживает наша героиня, многодетная мать. У неё шестеро детей – Юля, Саша, Надя, Яна, Сережа и двухмесячный малыш Тимофей! Вот такая большая компания, только жить-поживать да добра наживать! Они и живут, и даже очень радостно живут, хотя их проблема любому желающему издалека видна.
Я тоже не могу её не заметить. В подъезд дома вхожу, согнувшись пополам, так как почти сгнившие двери вросли в землю, а в самом подъезде, как в склепе, темно, страшно, шуршат по углам крысы, пахнет плесенью и тленом.
Хозяйка радушно приглашает войти, а сама сразу бежит к колясочке, и вот уже на руках у Ани чудо-младенец Тимошка, улыбается и гулит, по-своему приветствует гостью.
Судьба
Мама его – женщина ещё молодая, родилась в 1973 году здесь же, на Панином Бугре, в доме напротив. Вспоминает часто, как было здорово тогда на их недлинной улочке всем миром отмечали праздники. Жили одной семьей, как родные, делились и радостью, и печалью. Места тут красивые – травные луга, рядом лес, а там полно грибов. Пойдешь на огород (огородики до сих пор имеются почти у всех) и ведерко подберезовиков наберешь по дороге.
На какое-то время родители увезли маленькую Аню к бабушке в северную деревню Болчары, но климат не подошёл, болела часто девчонка ... В далеких Болчарах, утопающих зимой в сугробах, а весной и летом окутанных дурманом черемухи, закончила Аня восьмилетку и опять вернулась в Тобольск поступать в педагогическое училище. Но пришлось рано пойти работать, и девушка диплом педагога не получила. Хотя всё время старалась хоть курсы какие-нибудь закончить – то на менеджера училась, то на продавца. В общем, не бездельница.
Когда подошло время, стала женой и мамой. Родилась Юле-нька, сейчас ей уже почти 18 лет, потом Саша появился на свет. Сейчас ясноглазый мальчик – копия мама, так же любит детей, с младшего Тимошки просто глаз не сводит, разговаривает с братом, а малыш все понимает, смеется в ответ.
– Сашу все любят – и в школе, и во дворе, – не скрывая гордости, говорит о старшем сыне Аня, – только он сам стесняется, когда его хвалить начинают.
Остальных ребятишек пока не видно. Анна может свободно рассказывать о многом пережитом. Сполна хватила и горя, и счастья. И ни на что многодетная мать не жалуется. Хотя…
Мечта у всей семьи долго была одна – выбраться наконец-то из развалюхи, называемой жильем, и переехать в новую благоустроенную квартиру, где не будут вываливаться окна зимой, не будет падать штукатурка на голову, не будет проваливаться пол, можно будет мыться в ванне и пользоваться нормальным туалетом.
Борюсь и побеждаю
Много лет Анна Игнатова воевала за право жить нормальной жизнью, а не выживать.
– Я стала такой стойкой, борюсь и побеждаю! – улыбается многодетная мать. – Все инстанции прошла, даже президенту письмо писала. Хотя это не главное теперь. Главное, чтобы Тимошка выздоровел...
Дело в том, что малыш родился с тяжелой патологией. Новорожденного, едва показав матери, срочно увезли в Тюмень, где сделали операцию, которая сохранила ему такую еще коротенькую жизнь! Сейчас маленькому сыну Ани предстоит перенести еще две сложных операции, а там... все зависит от Провидения, профессионализма врачей и отчаянного желания матери, чтобы ее сын жил.
Болезнь ребёнка дала новый импульс в борьбе за новое жильё. Сами понимаете, даже при огромном желании властей города помочь женщине социальные метры сами собой не появятся.
Впрочем, на пути Анны встретились хорошие люди. Это и депутат Тюменской областной Думы Николай Барышников, поспособствовавший выделению большой семье материальной помощи, и депутат Тобольской городской Думы Альберт Кабаев, и его помощник Павел Чебишев, чья юридическая помощь сыграла решающую роль в победе нашей героини над различными конторами. Ведь в них (что греха таить) не всегда работают ангелы. Бывало, и от просьб отмахивались, и неприкрыто хамили, и грозили судами, и даже выселением из жуткой развалюхи на Панином Бугре.
Но теперь всё позади, осталось только ждать выполнения обещаний переселить семью в новую квартиру. Это большое переселение Анна ожидает в конце 2014 года. Ничего, больше ждали!
Скоро дети тобольской окраины въедут в собственные комнаты, где станут спать не по трое на кургузом диванчике, а на персональных кроватях. Сережа установит компьютер на письменном столе. Надюша расставит учебники на большой полке, Юля пригласит наконец в гости подружек. А четырехлетняя Яна и трехлетний Сережа, любители рисовать на старых обоях, возьмут в руки карандаши и нарисуют на огромном листе свою новую жизнь, полную света и ярких красок!
Но теперь всё позади, осталось только ждать выполнения обещаний переселить семью в новую квартиру. Это большое переселение Анна ожидает в конце 2014 года.



