В Ялуторовске прошли «Друнинские чтениЯ»
10 мая 2009 года, накануне 350-летия г. Ялуторовска, в сквере возле городской библиотеки был открыт памятник Юлии Друниной (скульптор Владимир Шарапов), большому и честному поэту, яркому представителю фронтового поколения литераторов, муза которых опалена порохом войны. В тот день ей исполнилось бы 85 лет. С того времени в Ялуторовске в память о ней проводятся «Друнинские чтения».
Ее судьба связана с Тюменской землей. В 1941 году семья Друниных была эвакуирована в село Заводоуковское Ялуторовского района. Отец по состоянию здоровья не подлежал призыву в армию, и он готовил к фронту курсантов 1-й Московской спецшколы ВВС, эвакуированной в наши края. А Юлия, перебиваясь случайными работами, рвалась на фронт, осаждая порог Ялуторовского райвоенкомата.
Училась на курсах медсестер при Ялуторовском райкоме Красного Креста. 3 августа 1942 года она получила долгожданную повестку. Юлия Друнина прошла по дорогам войны санинструктором. Вытаскивала раненых с поля боя под огнем противника, делала перевязки. Сама была не раз на волоске от гибели, получила тяжелое ранение: осколок снаряда едва не перебил сонную артерию. Жизнь ее трагически оборвалась в 1991 году, после распада СССР, страны, которую она защищала. К тому времени лишилась она и крепкого семейного тыла, потеряв рано ушедшего из жизни второго мужа – Алексея Каплера, известного киносценариста, профессора ВГИКа.
После войны Юлия Владимировна несколько раз приезжала в Сибирь. Вместе с первым мужем поэтом Николаем Старшиновым отыскала могилу отца, умершего в эвакуации и похороненного в Заводоуковске. Потом в составе делегации деятелей советской культуры посещала Тюменскую область, ставшую крупным центром добычи нефти и газа в стране. В фонде редкой книги научной библиотеки Ялуторовского музейного комплекса хранится сборник ее стихов с дарственной надписью, датированной 31 июля 1971 года.
И вот в центральной городской библиотеке, сначала в читальном зале, а потом – в библиокафе, снова звучат друнинские стихи в исполнении нескольких поколений читателей, в том числе ее известное автобиографическое признание о периоде пребывания семьи в Сибири:
Эвакуации тоскливый ад –
В Сибирь я вместо армии попала.
Ялуторовский райвоенкомат –
В тот городок я топала по шпалам.
Брела пешком из доброго села,
Что нас, детей и женщин, приютило.
Метель осатанелая мела,
И ветер хвастал ураганной силой.
Шла двадцать верст туда и двадцать верст назад –
Ведь все составы пролетали мимо.
Брала я штурмом тот военкомат –
Пусть неумело, но неумолимо.
Я знала – буду на передовой,
Хоть мне твердили: «Подрасти сначала!».
И военком седою головой
Покачивал: «Как банный лист пристала!».
И ничего не знала я тогда
О городишке этом неказистом.
Ялуторовск – таежная звезда,
Опальная столица декабристов!..
Я видела один военкомат –
Свой «дот», что взять упорным штурмом надо,
И не заметила фруктовый сад –
Веселый сад с тайгою хмурой рядом.
Как так? Мороз в Ялуторовске крут
И лето долго держится едва ли,
И все-таки здесь яблони цветут –
Те яблони, что ссыльные сажали!..
Я снова здесь, пройдя сквозь строй годов,
И некуда от странной мысли деться:
Должно быть, в сердцевинах тех стволов
Стучат сердца, стучит России сердце.
Оно, конечно, билось и тогда
(Хотя его я слыхом не слыхала),
Когда мои пылали города,
А я считала валенками шпалы.
Кто вел меня тогда в военкомат,
Чья пела кровь и чьи взывали гены?
…Прапрадеды в земле Сибири спят,
Пред ними преклоняю я колена.
«Друнинские чтения» стали составной частью городских торжеств, приуроченных ко Дню Победы. И это справедливо. По случаю 90-летия поэта и фронтовой медсестры к подножию памятника Юлии Друниной легли алые гвоздики.



