Тюменский ковёр: бесконечная история

Все началось четверть века назад: экспедиция Тюменского музея изобразительных искусств отправилась в Омутинский район за чудесами и открытиями. “Я запомнила дату – 9 августа, день моего рождения, – рассказывает доктор искусствоведения Наталья Сезева. – Первым на нашем пути было село Шабаново, где состоялась встреча с замечательной ковровщицей Августой Федоровной Риффель”.

Ткали тогда едва ли не в каждом доме, и сотрудникам музея показалось, что они попали в сказку. На глубоком бархатно-черном фоне полыхали огнем розы, маки – будто перья из хвоста жар-птицы. Ковры были на стенах, на полу, на диванах. Рулонами лежали на полатях – для сына, для дочки, для внука… Хозяйки сбрасывали и разворачивали их один за другим: смотрите, горожане, любуйтесь! Тогда-то Наталья Ивановна “бесповоротно влюбилась в этот промысел”…

Сначала с помощью коллег и единомышленников она собрала коллекцию народных ковров. А к коврам прилагались фотографии, записи бесед с мастерицами – в поездках искусствоведов сопровождали фотограф Владимир Турбин и радиожурналист Татьяна Оносова. За периодом собирательства последовали период научных изысканий и вывод: наш сибирский махровый ковер происходит от бухарского ковра джульхирса… Тюменским ковром восхищались путешественники былых столетий, о нем писали в книгах, ему присуждали медали на международных выставках, его изобразил Суриков на своей картине “Взятие снежного городка”. Другого такого в России нет, подчеркивает Сезева.

И вряд ли будет. Из 34 ковровых фабрик, действовавших на территории страны в советское время, сейчас работает только одна – ишимская. Да и ту возрождали даже не на руинах прежней, а на пепелище – не осталось ни оборудования, ни эскизов, ни образцов продукции… Спасибо, нашелся энтузиаст – Елизавета Кондратьева, ставшая директором нового предприятия, ее поддержал глава Ишима Виктор Рейн, ныне депутат Тюменской областной Думы, который сам в детстве нарезал “жички” для ковров.

А деревенские мастерицы старели – кто-то уже не мог ткать, кто-то ушел из жизни, так и не передав никому своих умений. К тому времени, как удалось издать альбом “Тюменский ковер”, было ясно, что промысел с четырехвековой историей надо срочно спасать, более того, спасать надо российский ковер вообще. Пока есть художники, которые придумывали узоры для фабрик, пока не все архивы утрачены, пока живы мастера… Так родился проект “От эскиза к ковру” – в Ишиме изготовили десятки ковров по эскизам, разработанным в 1950-1980-е годы для предприятий Советского Союза. В тюменской галерее традиционных ремесел и промыслов открылась экспозиция, рассказывающая об этом проекте, ковры, созданные ишимцами, демонстрировались в городах области, восхищали знатоков в Москве.

Тема явно требовала продолжения, но Наталье Сезевой хотелось рассказать о народных мастерах, о жизни сибирской деревни, из которой, как из жирного, плодородного чернозема, родилось уникальное явление – тюменский народный ковер. Материал для новой книги давно готов – и книга эта наверняка увидит свет. Но было решено, что сейчас важнее проследить историю ковра фабричного и рассказать о Сибирской ковровой фабрике. Альбом-монография “Тюменский ковер. Традиции и современность”, изданный при поддержке правительства области, сочетает в себе богатый научный материал, облеченный в популярную форму, и россыпь прекрасных иллюстраций, созданных фотографами Владимиром Турбиным, Андреем Павлычевым, Владимиром Ивановым. Оформил его дизайнер Николай Пискулин, с которым Наталья Сезева сотрудничает много лет.

Летом лучшие образцы фабричного ковроткачества поедут в Москву, где откроется выставка к 70-летию Тюменской области. Будут показаны пятьдесят ковров, созданных на Сибирской ковровой фабрике по старым эскизам, и двадцать народных ковров из фондов Тюменского музея изобразительных искусств. Затем проект отправится в большой вояж по маршруту: Ишим – Тобольск – Москва – Германия – Франция. Осенью тюменские ковры будут блистать на фестивале народного искусства… В Москве или в Сочи – место проведения пока не определено.

А мастерицы фабрики получили беспрецедентный заказ – соткать ковер по картине Сурикова, той самой, которая в 1900 году побывала на Всемирной выставке в Париже вместе с тюменскими коврами. С этой выставки и начинается альбом. Организацией ее занималось Русское географическое общество. В письме его вице-председателя знаменитого исследователя и путешественника П.П. Семенова Тян-Шанского говорится, что кустарные промыслы русского населения будут представлены только Тобольской губернией. Для этого, помимо прочего, предполагалось отобрать “не менее двадцати штук замечательных по своей красоте и оригинальности тюменских и ишимских ковров разной величины”. Затея оказалась слишком дорогой, ковров привезли меньше, но взяли не количеством, а качеством. Особенно восхитили парижан творения Василисы Викуловой, “самой искусной мастерицы-ковровщицы из старинного сибирского села Каменского Тюменского уезда”… Потом была революция, и ковровщиц стали объединять в артели. Вот этим артелям, позже преобразованным в фабрики, посвящена первая часть книги. Тюменская фабрика просуществовала всего пять лет – до 1965 года, а Тобольская и Ишимская закрылись в конце девяностых.

Вновь созданной Сибирской ковровой фабрике живется трудно. Себестоимость изделий высока – материалы-то натуральные, а производство ручное. «В чем же тогда отличие фабричного ковра от народного?» – спросили Наталью Сезеву. В том, что традиционный ткацкий стан весь сделан из дерева, фабричный станок – точно такой же, но из металла, нити он прибивает более жестко. Ковер получается плотным, ровным, рисунок – четким, тонким. Тем более, что ворс на фабрике подрезают, поверхность как бы шлифуют. Деревенский ковер, напротив, рыхлый, пышный, с длинным ворсом, отчего узор выглядит, как на полотне художника-монументалиста, созданном широкими, вольными мазками. В этой первозданности и состоит прелесть народного ковра.

Пока книга о мастерицах ждет своего часа, увидел свет электронный каталог “Чудо рождения ковра. Традиционные технологии ковроткачества в Тюменской области. Конец XX – начало XXI века”. Идея каталога возникла, когда Наталья Сезева поделилась своей тревогой за судьбу народного ковра с Зулейхой Алишевой, помощником депутата Тюменской областной Думы Евгения Макаренко. Двукратный чемпион мира по боксу, он с равным энтузиазмом поддерживает и спортивные, и культурные проекты. Среди последних можно назвать выставку художника-иллюстратора Петра Новикова, конкурс детского рисунка на тему Олимпиады. Была поставлена цель: рассказать об истории тюменского ковра, об исследователях, которые открыли ее для нас, а главное – как можно полнее представить все этапы рождения народного ковра. Работа длилась год. Наталья Сезева и фотограф Валерий Бычков много раз ездили в село Шабаново к мастерице Августе Риффель. Она – единственная ковровщица, которая продолжает ткать ковры в традиционной махровой технике, отмечает Наталья Сезева. Августе Федоровне 84 года, все операции она выполняет в одиночку, ей приходится приседать, наклоняться, становиться на колени, ползать под станком. Фотографии, сделанные во время этого процесса, ценны не только как наглядное пособие – они не раз завоевывали призовые места на престижных фотоконкурсах.

В каталоге запечатлены все шестнадцать стадий создания ковра, начиная от стрижки овец. Но ни один каталог не заменит живого общения с мастером, возможности получить секреты ремесла из рук в руки, как это происходило на протяжении веков. Так есть ли будущее у тюменского ковра? В Центре прикладного творчества и ремесел ковроткачеством занимаются взрослые и дети. Внучки учатся у бабушек… А специалист галереи Людмила Шатохина, тоже мастерица-рукодельница, выразила желание брать уроки у самой Августы Федоровны. Значит, история тюменского рукотворного чуда продолжается.


20284