Звёзды Парижа: музыка и Диснейленд

Год назад юные музыканты из Тюменской школы искусств “Этюд” покорили Вену – привезли с Международного конкурса “Венский вальс – Венский звездопад” Гран-при и стопку лауреатских дипломов. Теперь настала очередь Парижа.

Творческий центр “Вдохновение” из Санкт-Петербурга устроил ребятам поездку на художественный фестиваль-конкурс “Звёзды Парижа”, где они соревновались со сверстниками из Пскова, Нижнего Новгорода, Северодвинска, Мегиона и самого Питера.

Французских детей на конкурсе не было. Они не решаются соперничать с россиянами, объяснили тюменцам. Слишком сильная у нас школа, слишком серьёзный подход к дополнительному музыкальному образованию. Желание показать себя у французов есть, но для этого надо хорошенько подготовиться. Вот они пока и готовятся…

Главных конкурентов тюменские участники видели в питерцах. Ученики музыкального лицея из Северной столицы приехали большой компанией, одних хористов – около сорока человек. Тем приятнее было их превзойти. На этот раз в хоровой номинации школу “Этюд” представлял не именитый коллектив “Сибирята”, а участники учебного хора под руководством Надежды Белявской – два десятка ребят от девяти до пятнадцати лет. Лишь половина из них с хорового отделения. Остальные – скрипачи и пианисты, которые выступали на конкурсе с собственными программами. Плюс две солистки с эстрадного отделения.

По условиям конкурса каждый участник должен был исполнить два “разнохарактерных произведения”, причём так, чтобы характер был налицо – и по форме, и по настроению. Тюменцы справились превосходно и с классической песней “Не ветер веет с высоты” Римского-Корсакова на слова Алексея Толстого, и с песней в русском народном духе “Вдоль по улице широкой” Алябьева на слова Ершова. Ребята взяли в руки ложки, разучили с режиссёром танцевальные движения, а главное, договорились между собой спеть весело и зажигательно. И заслужили первую премию.

Французы вообще в восторге от национального колорита. В рамках фестиваля, помимо музыкальных состязаний, проходил ещё и конкурс рисунка. Среди музыкантов оказалось немало художников, да таких искусных, что их отметили премиями. Члены жюри готовы были купить несколько работ на тему русской зимы для личных коллекций! Пришлось подарить. Возможно, дело в том, что у французских преподавателей консерватории, судивших конкурс, русские корни. Но одним колоритом их не взять. Питерские-то хористы тоже выходили с ложками…

Первое место в своей номинации завоевал и наш ансамбль скрипачей “Экспромт”. Казалось бы, чему удивляться – в Вене именно “Экспромт” получил Гран-при. Но состав коллектива на две трети обновился. Ученики выпускного класса окончили школу, некоторые и хотели бы играть дальше, но в новой студенческой жизни на регулярные занятия музыкой нет времени. Первые партии достались тем, кто в Вене был на третьих, в ансамбль взяли первоклашек и даже способную девочку с подготовительного курса… Получился практически новый коллектив, и готовить его надо было заново.

Но руководитель “Экспромта” Ирина Степанова к трудностям относится философски: такова работа педагога – принимать детей, учить, расставаться с ними и снова начинать с нуля. Над репертуаром пришлось поломать голову: да, опыта у ребят маловато, но хотелось достойно представить признанный коллектив, не уронить планку. В итоге Ирина Петровна остановила выбор на прелюдии Шостаковича и концерте для альта с оркестром Ивана Хандошкина, композитора XVIII века: “Мы сделали переложение третьей части этого концерта, получилась пьеса под названием “Охота”. Из тринадцати участников ансамбля шестеро выступили ещё и соло; четверо стали лауреатами, один – дипломантом.

Труднее всех пришлось ученикам фортепианного отделения. У скрипачей собственные инструменты, а пианисты должны были играть на незнакомом. Без репетиций. Без возможности хоть на минутку сесть за клавиатуру – опробовать, приноровиться. Если венский рояль оказался выше всяких похвал, то парижский стал настоящим испытанием. Педагог по классу фортепиано Ирина Басова назвала его “тяжёлым”… Да и судили конкурсантов в нынешнем году строже, это отмечают все. Тем не менее тюменцы справились отменно: восемь участников – и все лауреаты, ни одного дипломанта. Некоторые ребята, как например четвероклассница Ксения Харина, выступили даже лучше, чем в прошлый раз.

Конкурсный день был долгим. Начали с утра, закончили в десять вечера, до награждения дело дошло ближе к полуночи. А если учесть пятичасовую разницу во времени, то неудивительно, что не все участники дождались своих медалей, дипломов и кубков – дети вместе с родителями просто уснули в гостинице. Так случилось с пианисткой Марией Мельник, занявшей первое место в старшей возрастной категории. Её успех особенно ценен – ведь от пятнадцатилетних музыкантов ждут взрослого, практически профессионального исполнения. Но и к младшим ребятам требования высоки. В девять-десять лет ученик должен исполнять довольно сложные произведения, и если он опоздал с приходом в музыкальную школу, то на конкурсах ему будет трудно. Жюри всё равно, сколько лет занимается ребёнок, правила одинаковы для всех. Потому-то прекрасное выступление девятилетней Ксюши, подопечной Ирины Басовой, удостоилось лишь третьей премии – её программу сочли слишком лёгкой. Но учится-то она первый год!..

Конкурсный тур был организован таким образом, чтобы дети могли не только себя показать, но и мир посмотреть. До Петербурга добрались поездом, оттуда на автобусе выехали в Финляндию, в Турку сели на паром до Швеции. Стокгольм восхитил, очаровал, врезался в память: “Очень яркий город. Такое ощущение, что в каждом доме Карлсон живёт, – рассказывает Ирина Борисовна. – На крышах заборчики, столы стоят, кресла, люди сидят, отдыхают”. Германия – это бодрые, жизнерадостные пенсионеры, дворняжки на поводках. Хочешь в кафе с собакой? Пожалуйста! Хоть за стол сажай и из своей тарелки корми. Во Франции и детей, и взрослых больше всего поразил Диснейленд. Красота, чистота, цветы, фонтаны, сказочные дворцы, аттракционы – посетитель ощущает себя жителем чудесного мира… Тем более что конкурс, ради которого пришлось проехать пол-Европы, завершился, волнения остались позади. На свой третий день в Париже дети, родители, педагоги смогли наконец по-настоящему расслабиться и с головой окунулись в водоворот праздника.

В дороге почти не спали, устали так, что о новых поездках думать пока не хочется. Взрослым. А вот двенадцатилетняя пианистка Маша Лагутова, занявшая второе место, мечтает на следующий год показать своё мастерство в Риме. И другие желающие наверняка найдутся. Посему… Si parla italiano?


20229