В эти дни, когда мы наблюдаем массовый прилет птиц в родные края, мне вспомнилась давняя командировка в Казанский район.
Нам с фотокорреспондентом Юрием Григорьевичем Чернышевым довелось видеть необыкновенное зрелище на разводных прудах ОАО «Казанская рыба». Надо напомнить, что озёр в Казанском районе считать не пересчитать. Для водоплавающих птиц – раздолье. Их здесь множество, но некоторые виды, например, пеликан кудрявый, занесены в Международную Красную книгу. А его собрата по отряду орнитофауны, большого баклана, можно назвать кандидатом в партию «краснокнижников». Любят эти птицы нырять, часто попадают в рыбацкие сети, запутываются в них и погибают. И еще по вине нетерпеливых и неопытных охотников их становится меньше: в полете баклан, особенно когда летит навстречу, похож на серого гуся. Стреляют его почем зря, хотя как дичь он не годится в пищу. Вот об этих удивительно красивых птицах и речь. Повадились они грабить казанских рыбоводов, точнее, их разводные пруды с подростками карпа, ряпушки, чира. Бакланы и пеликаны по этому «делу» проходят «подельниками». К слову, и селятся они рядом…
Остановились мы в сторожке на озере Безрыбном. С дороги умылись его соленой холодной водой (еще плавал лед, над которым в густом тумане раздавался разноголосый птичий ор) и отправились на ближайший пруд. По берегам его, ничуть не боясь человека, сидели в черных с зеленоватым отливом «костюмах» крупные птицы с белыми «лицами» и «подбородками». Казалось, не мы смотрим на них, а они интересуются нами. Так близко больших бакланов я видел впервые.
– Они очень доверчивые, – с доброй нотой в голосе пояснил охранник Петр Александрович. – Ждут негодяи своих корефанов. Отойдем в укрытие, чтобы не спугнуть главарей «банды».
Туман все сгущался к разочарованию Ю. Г. (ему не удалось снять птиц из-за белого марева). Через пару минут на гладь пруда совершенно бесшумно спланировал отряд пеликанов. Выстроились белым полукругом, а за ними черной ровной шеренгой – бакланы.
– Ну, прям военные маневры! – вырвалось у меня.
– Что ты! У них всё продумано, генералов не надо, – сказал наш сопровождающий.
Словно по чьей-то команде это «войско» враз двинулось к противоположному берегу водоема. Пеликаны громко захлопали крыльями по воде, а бакланы стали нырять.
– Загонят всю рыбу в «угол», наедятся на сутки, – пояснил Петр Александрович.
– Невосполнимый ущерб рыбозаводу?! – засмеялся Юрий Григорьевич.
– Не-е, мы их любим. Озера откроются, они улетят на гнездовья. Правда, бывает, летом отпугиваем этих халявщиков. Но от браконьеров вреда больше, – вразумил нас охранник.
Тем временем пеликаны не спеша поднялись с полными подклювными мешками рыбы и исчезли в тумане. А бакланы уселись на высокие берега пруда, «повыплевывали» из своих мешочков добычу и, растопырив крылья, как огородные пугала, замерли.
– «Весла» сушат, – пояснил Александрович. – Пойдемте чай пить да ужин готовить. Вон ваш водитель из Казанки пресную воду везет.



