Мать-Ворона, или Пернатая покровительница женщин, семьи и детей

Вороний день. Праздник традиционный для второй половины апреля, связан в представлениях коренных народов Севера с прилетом вороны, с приходом настоящей весны.

По-хантыйски это – Вурнга хатл, по-мансийски название звучит как Урин эквахотал. Согласно древней мифологии хантов и манси сия весенняя птица символизирует для северян пробуждение, обновление природы и возрождение жизни. А по большому счету Вороний день воздает должное женщине-матери, ее сфере деятельности (как будничной, так и сакральной) – рождению детей, продолжению человеческого рода, заботе о благополучии семьи, ее здоровье и достойном будущем…

Пернатой виновнице торжества, символизирующей мифологическую небесную деву, покровительницу женщин, семейного счастья и благополучия, в «её» день возносят молитву о рождении малышей. Ханты и манси так ее и называют – Мать-Ворона. Правда, в некоторых районах, например, на реке Конда, как таковых вороньих праздников нет, но соответствующее представление о самой птице и там связано с заботой о воспроизводстве жизни, здоровье и благополучии народа.

«Ворона – чистая птица», – утверждают северные ханты. Их семьи, живущие на берегах реки Сыня, на священных местах испокон веку готовили в этот день пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки, специально изготовленных куколок. Исследователи народных обычаев постоянно отмечают много схожего у весенних праздников ханты и манси, а главное, в них всегда и обязательно подчеркивается особая роль женщин и детей, непременно используются птичьи атрибуты, а украшенное дерево является своеобразным центром праздника, местом жертвоприношения… Девушки и молодые женщины, украшая деревья лоскутками разноцветных тканей, монетами, бусами, платками, хороводят и произносят пожелания: «Пусть пищи хватит каждой паре!», «Пусть хватит пищи и людям, и птицам!». Дети радостно забираются на деревья и всяк на свой лад каркают с высоты, подражая голосу и повадкам весенней птицы. Есть в древней традиции особая примета: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным…

И действительно, этот день несет на север Благую весть, весну, тепло и солнце. В старые времена празднично одетые люди собирались в домах, ходили друг к другу в гости и готовили много еды из мяса. Ивдельские манси, к примеру, обязательно варили «саламат» – густую кашу из крупы с водой. Ели ее и на торжестве по случаю рождения ребенка. Пища, приготовленная из отдельных зерен, означает ростки новой жизни. Непременный элемент праздника – традиционные мансийские танцы. Исполняют их под аккомпанемент струнного музыкального инструмента – саигвильтата. Народная хореография, по сути, имитация весеннего поведения птицы. Танцы имеют и магическую функцию, исполнители как бы подчеркивают близость вороны к мифологической героине Сянь Калташь – прародительнице, определявшей судьбы людей, отмечавшей их жизненный путь на священных бирках, помогавшей женщине при родах.

Исследователи Вороньего праздника отмечают его отголоски также в традициях селькупов, салымских, васюганских, ваховских, александровских и среднеобских ханты, чулымских тюрков, барабинских татар, эвенков, коми, удмуртов. Интересно, что у восточных башкир тоже есть весенний обряд, который называется «Воронья каша» и, по сути, являет собой тот же весенний женский праздник. Характерные особенности ритуала также свидетельствуют о далеких связях предков башкир и обских угров, хотя, как утверждают, в настоящее время прямых контактов в плане традиционной культуры между ними нет.

Что касается представителей коренных этносов, проживающих на юге области, то они ежегодно отмечают Вороний день на территории археологического музея-заповедника на берегу озера Андреевское в окрестностях Тюмени. Здесь вот уж который год возвышает к небу свой конус самый настоящий чум, напоминающий о том, что на этой священной земле когда-то в далекие времена жили ханты и манси. Участники праздника каждый апрель повторяют старинное действо – они разводят ритуальный костер. Люди в ярких нарядах радуются, поют и пляшут, на их лицах расцветают улыбки, а в душах ликует весна. «Если устроили пир – позовите бога и своих духов!» – традиционный древний клич сменяется обрядом дымоокуривания, призванным очистить людские мысли и души, после чего шаман просит духов-помощников, духов-покровителей принести всем удачу и счастье. «Чтобы дальняя дорога наша была короткой, а узкая – широкой!» – напутствует всех шаман. 069-4-2На деревьях в качестве дара духам развешивают сушки, символизирующие солнце. Каждый может загадать желание и завязать ленточку на ветке березы. Участники торжества проводят также обряд бескровного жертвоприношения духам – на праздничный стол выставляют блюдо с любимым лакомством – строганиной. Проводится дегустация блюд национальной кухни: ухи, каши саламат, народ угощается лесными ягодами и орехами, пьет традиционный чай. В программе также мастер-классы по народным промыслам, театрализованное представление, концертная программа с участием фольклорных групп, спортивные состязания «Северное многоборье», посещение этнографических выставок «Из глубины веков», «Шаманы и боги народов Севера».

Нынче Вороний день выпадает на 19 апреля на 14 часов. Место встречи прежнее – археологический музей-заповедник на берегу озера Андреевское под Тюменью.


20180