Заразные купюры

Каждый из нас добровольно и с превеликой радостью ежедневно по многу раз держит в руках денежные знаки в виде бумажных купюр или металлических монет, которые являются, пожалуй, самым страшным переносчиком инфекции и прочих опасных заболеваний.

Профессиональный уровень работников системы здравоохранения в городе Урае не позволил им ответить мне на элементарный вопрос: что остается на купюре или монетке, если в течение десятилетий миллионы различных людей держали их в своих руках? И это заставило меня обратиться к научной литературе, где обнаружилось много занимательных вещей относительно происхождения денег, финансовых реформ, инфляции, практики кредитования и прочего, но нигде и слова не сказано, что деньги – это не только эквивалент материальной состоятельности, но и в самом приземленном смысле – антипод гигиены, здоровья нации.

В последнее время в качестве инструмента расчета начали кое-где вводить банковские карты, исключающие обращение наличных денег. Конечно, такая мера несколько упрощает проблему. Но пока способ безналичного расчета в магазинах и других сферах, связанных с платежами, станет обычным порядком вещей, народ постепенно вымрет от загадочных эпидемий. Разве недавняя вспышка менингита в ряде регионов России не заставляет нас об этом задуматься? Вину эксперты валят то на Китай, который якобы заразил людей, то на еще какие-то не совсем серьезные причины. Но никому и в голову не пришла мысль о том, что свою лепту в эту беду могли внести обычные деньги, на которых всяческих заразных микробов больше, чем на помойке. Слава Богу, в данном случае у них, кажется, имеется алиби. Во-первых, зачем детям дошкольного возраста деньги? Во-вторых, поражение мозговых и слизистых оболочек носа менингококком происходит в результате заражения от больного через воздух. К счастью, деньги не умеют дышать. Сожалея о первых трагических жертвах менингита в ХМАО, кто-то из знатоков в белых халатах посоветовал почаще мыть руки, Совет, конечно, правильный, хотя от инфекции, передаваемой воздушным путем, это вряд ли спасет. А вот от заразных купюр и монет, пожалуй, эта простая процедура может оградить. Правда, кассирам, банковским работникам, да и всем, кто волей-неволей вынужден обращаться с деньгами, придется неотлучно находиться рядом с умывальником.

Что бы мы ни говорили, но сами по себе финансовые инструменты ни в чем не повинны. Их придумали и запустили в оборот, в течение веков они верой и правдой исполняли свою функцию, покорно отдаваясь в распоряжение людей чистых и нечистых на руку. Если на протяжении всей истории человечества государствам, управляющим денежной политикой, было наплевать на сегмент ее гигиены, то я, разумеется, вряд ли могу предложить выход из сложившейся ситуации. Деньги никто никогда не стирал и не чистил. Ветхие купюры, правда, периодически комиссуют (уничтожают), печатный станок тут же взамен их штампует новые. Вот и все!

Ругай деньги, не ругай, лучше от этого не станет. Несмотря ни на что, они остаются желанными и любимыми. Не зря же предок Александра Пушкина Сергей Алексеевич Пушкин погорел на производстве фальшивых монет и был приговорен сенатом к 50 ударам кнута. Более того, его, как наиболее деятельного участника преступного сообщества фальшивомонетчиков, лишили всех чинов дворянства, возвели на эшафот, переломили шпагу над головой и, заклеймив буквой «В» (вор), отправили на вечное заключение в Пустозерский острог Архангельской губернии. Для многих, особенно современных людей, шелест банкнот стал едва ли не смыслом жизни. Ох, и коварны же наши деньги! О каком обезвреживании купюр могла идти речь, если одно только их наличие сулило столько благ и сладострастия? Не счесть знаменитостей, погубленных рублем. А ведь мало кто знает, насколько долгий и трудный путь прошла экономическая практика человечества, пока ей удалось найти материалы, способные выполнять функции денег.

В исторической эволюции хозяйственного строя при обмене товарами роль денег играл какой-нибудь наиболее ценный предмет потребления. У многих древних племен функции денег выполнял, например, скот. У северных народов денежной единицей служил олень, у кого-то – вино, зерно, сахар, слоновая кость, ткани, раковины, бусы и т.д. В древнерусских источниках говорится о таких денежных единицах, как куна, резана, ногата, векша, бела. Куски кожи или меха являлись монетными знаками в меновой внутренней торговле.

Материальным воплощением товарно-денежных отношений исторически первой стала монета как всеобщий эквивалент и средство обмена. Они изготавливались из золота и серебра, чеканились в Европе и завозились в Русское государство через Великий Новгород. Есть предположение, что первым на Руси начал чеканить монету великий князь московский Дмитрий Иванович Донской в 60-х годах XIV века. Она производилась из серебра и называлась «деньга».

На оборотной стороне монет сначала помещалось имя хана Золотой Орды Тохтамыша в благодарность за право чеканить монету. Не успела деньга «окрепнуть» в товарообороте, как начались денежные реформы, которые не прекращаются до сих пор. Как правило, все они терпели фиаско.

Многое еще может произойти с русским рублем. Будут и реформы, заменяющие одни банкноты на другие, будут падения и взлеты рубля. Но вопреки всем невзгодам рубль был, есть и остается одной из наиболее важных мировых валют. Вот только как бы освободить его от дурной славы разносчика болезней. Цены бы ему тогда не было…

«Рубль есть – и ум есть,
Нет рубля – нет ума».

Это не я сказал. Это старинная русская пословица. А наши пословицы всегда бьют в точку.


20104