Подходили к концу пятидесятые годы двадцатого века. Страна практически восстановила народное хозяйство, которому был нанесен гигантский урон в годы Великой Отечественной войны. Росли достаток и вместе с ним культурные потребности населения. Огромный интерес был к музыке. Крупными партиями выпускались грамзаписи классической музыки, выступления любимых эстрадных артистов тех лет. После победы над фашистской Германией страну наводнило большое количество трофейных грампластинок.
Единственным средством прослушивания этого богатого музыкального фонда был патефон. Но качество записи на дисках значительно превосходило крайне скромный частотный диапазон воспроизведения этого аппарата.
С 1950 года в стране стали выпускаться долгоиграющие пластинки, и дни воспетого Леонидом Утёсовым «старого коломенского патефона» были сочтены. Последний патефон выпустили в СССР в 1952 году.
Радиозаводы страны, производившие в годы войны исключительно военные радиотехнические устройства, переходили на продукцию мирного времени. На прилавках магазинов появились первые радиоприёмники и электропроигрыватели грампластинок, а затем и радиокомбайны – радиоприёмник плюс электропроигрыватель. Помните радиолы «Кама», «Урал», «Даугава»?
Иметь в доме хорошую радиолу считалось престижным, тем более что такая техника была в дефиците. Возможности радиопрома сдерживались, в числе прочего, отсутствием качественных электродвигателей, входящих в состав электропроигрывающих устройств.
Распоряжением Совета Министров РСФСР № 4114-РС от 14 июля 1959 года было положено начало созданию в городе Тюмени крупного электромеханического завода по выпуску электрических двигателей малой мощности для проигрывателей грампластинок. Заказчиком завода выступило Управление машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Тюменского совнархоза. Проектирование поручили институту «Тюменьпроект». Тюмени были нужны настоящие промышленные предприятия. Чуть позже появятся заводы медицинского оборудования и инструментов, моторный…
Этим знаковым решениям сопутствовало сооружение мощной ТЭЦ на торфе. Пуск ее первой очереди состоялся 17 ноября 1960 года, сняв извечные тюменские ограничения по электроэнергии.
Решением администрации Тюмени будущему электромеханическому заводу фактически за городом выделили территорию училища механизации сельского хозяйства. Она включала четыре одноэтажных краснокирпичных корпуса, два двухэтажных здания и несколько вспомогательных строений общей полезной площадью около 4500 кв. метров.
Главной заботой первого директора завода Аркадия Михайловича Борисова было приведение полузаброшенных корпусов в производственную готовность до наступления холодов. Затем формирование штата, приобретение станков, оснастки и инструмента, материалов для выпуска будущих изделий. Уже в конце 1959 года собрали первые электродвигатели ЭДГ-1 с маркой завода, пока, правда, с использованием привозных деталей. Асинхронный электродвигатель переменного тока ЭДГ-1 для проигрывателей грампластинок характеризовался тем, что имел ничтожную вибрацию (в процессе изготовления его ротор тщательно балансировался по индикатору) и работал в бесшумных бронзографитовых подшипниках.
Вот как описывает завод той поры в своих воспоминаниях его работница Людмила Свистунова:
«Я поступила на завод 1 августа 1960 года после окончания машиностроительного техникума. Первые впечатления были негативные. Он не был похож на настоящий завод. Без резиновой обуви нельзя было добраться до проходной, да и на территории приходилось месить грязь. Директор Борисов обходил цеха в болотных сапогах. Хотя и тяжело было, но на воскресники по благоустройству территории завода приходило много народа. Работали весело, потому что молодые были…
Люди раскрывались не только в работе, но и в художественной самодеятельности. В столовой, где давали концерты, собирался чуть ли не весь завод».
К концу 1960 года на заводе полностью освоили выпуск комплектующих деталей. Началось серийное производство двигателей ЭДГ-1. За месяц с конвейера сходило порядка десяти тысяч изделий. Предположительно двигатели отправлялись на радиозаводы Бердска, Баку, Сарапула, Минска, Риги и другие. Достижения заводчан регулярно освещались в областных и городских газетах.
В мартовском номере за 1961 год газета «Тюменская правда» писала:
«…Электромеханический завод – одно из самых молодых предприятий Тюменской области. Включившись в социалистическое соревнование за достойную встречу XXII съезда КПСС, коллектив этого завода с первых дней успешно выполняет взятые обязательства. План февраля завод выполнил досрочно. В коллективе с каждым днём растёт трудовой подъём…»
24 июня 1961 года газета «Тюменская правда» сообщает: «…Широко развернулось социалистическое соревнование в честь съезда партии на Тюменском электромеханическом заводе. На всех участках люди трудятся с удвоенной энергией, настойчиво борясь за выполнение принятых обязательств. Со значительным опережением графика идёт механический цех (начальник цеха М.Н. Целицо). Он два месяца подряд удерживает переходящее Красное Знамя завода. Отличаются в труде токари Тимофеев, Белковский, литейщик Кремлёв. Они систематически перевыполняют сменные нормы.
Ритмично работает сборочный цех (начальник цеха тов. Скрипников В.Н.). Высоких показателей добивается бригада изолировщиц, руководимая тов. Шварц. Она борется за звание «Коммунистической». Неся трудовую вахту в честь съезда партии, бригада добилась отличных результатов. В смену она изолирует до 2500 катушек при норме 1700».
В 1961 году ему поручают освоение производства коллекторного двигателя постоянного тока 2Д7, который применялся в качестве привода вентилятора в военной бронетехнике. Пришлось постигать с нуля технологические процессы литья по выплавляемым моделям, прессования изделий из пластмасс, намотки и пропитки электрических катушек и якорей.
Этот двигатель, как писали тогда газеты, «поднял производственные процессы на более высокий уровень качества»: готовую продукцию принимал военный представитель заказчика. Решаемые коллективом завода производственные задачи были не из простых, а аналогичных производств в городе тогда не было. Для приобретения опыта многим работникам приходилось проходить стажировку на предприятиях Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза.
Динамично растущее производство в 1962 году получило новое задание – освоить выпуск электромагнитных реле негерметичного исполнения для авиационной техники. К этому времени завод ввёл в эксплуатацию трёхэтажный производственный корпус площадью 12960 кв. метров. Здесь разместился комплекс основных производственных цехов: механический, штамповочный, гальванический, литейный, термический, сборочный. Переход на новые изделия потребовал внедрения принципиально иных технологий, материалов, оборудования.
Одновременно с освоением реле завод освоил миниатюрный коллекторный двигатель ДКС-16 для портативного катушечного магнитофона третьего класса «Весна-3», который выпускался в Запорожье.
Заводчанам оказалось по плечу серийное производство высокооборотного коллекторного двигателя ЭК-10-А для привода бора стоматологической установки, выпускавшейся Волгоградским заводом медицинского оборудования.
В марте 1965 года перспективный завод был передан из системы Средне-Уральского совнархоза в подчинение Министерства авиационной промышленности СССР и стал именоваться Тюменским электромеханическим заводом, сокращённо – ТЭМЗ.
Завод постепенно утрачивал свою «музыкальную» направленность: электродвигатели для проигрывателей грампластинок и магнитофонов вскоре были сняты с производства. В будущем ТЭМЗ ждало освоение новейших типов электротехнических изделий для авиационной техники. Свою продукцию для летательных аппаратов заводчане в шутку прозовут «летающей». Но это уже другая история.



