Своих не бросаем?

В начале марта Президент Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект об основах общественного контроля в стране. Вопрос о солидарной ответственности государства и общества за принятие наиболее важных решений не раз поднимался и губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. При этом работа на одном поле государственных и негосударственных структур даёт довольно интересные результаты или, по крайней мере, подталкивает к решению тех застарелых проблем, о которых раньше как-то не вспоминали.

Поле непаханое

Сейчас в областном центре сложилась уникальная, на наш взгляд, ситуация: серьёзной помощью бездомным и «бесстатусным» людям занимаются одновременно государственные ведомства и православная богадельня. О том, что там ещё работы – поле непаханое, говорит небольшая, но верная статистика.

Ежедневно в пункты раздачи горячих обедов при богадельне обращаются сотни две-три обитателей подвалов и теплотрасс. К ним можно смело прибавлять как минимум полсотни бомжей, которых подкармливают у автовокзала члены ещё одной (неправославной) религиозной организации, а потом увеличить полученную цифру (тоже по минимуму!) раза в два, т.к. далеко не все бездомные пользуются такими услугами общественников. Получится, на каждую тысячу официально зарегистрированных в городе тюменцев приходится примерно по одному бомжу.

Это немало. Такой контингент – потенциальные разносчики всевозможных заболеваний, рассадник криминала и в то же время самый не защищённый от посягательств «лихих людей» слой наших сограждан. У них, как правило, нет никаких документов, значит, их довольно затруднительно отправить на лечение, установить инвалидность, предоставить меры социальной поддержки.

Бесспорно, качественную социальную помощь бездомным в Тюмени осуществляет центр «Бомж». Но его площади позволяют принять не более семидесяти (вынужденно – ста) человек. Куда пойдут остальные, и главное – с какими намерениями пойдут?

Богадельня в свою очередь не только кормит на улице. Общественники имеют лицензию на оказание медицинских услуг и теперь заняли нишу, которая до сих пор была никем не заполнена: к ним, по соглашению с государственными ведомствами, отправляют бездомных, которым требуются долечивание и уход после болезней и операций. Хотя богадельня всем помочь тоже не может – сейчас в центре «Дом милосердия» проживают семнадцать человек.

Кажется, при чём здесь общественный контроль? Когда проблемы возникают в госсистеме, то они там благополучно тонут под гнётом вполне понятной инертности. А когда за ту же работу берутся не связанные никакими внутриведомственными взаимоотношениями общественники, то они тут же озвучивают острые вопросы, от решения которых зависит эффективность их труда. И контроль возникает сам собой, даже помимо желания.

Баба Оля

За последние месяцы православной богадельне пришлось озаботиться судьбой сразу нескольких старушек, которые оказались брошенными родственниками и соседями в больнице или прямо на улице.

Яркий пример – история Ольги Николаевны (бабы Оли, как называют её в богадельне). Туда она попала из больницы. Старушку в лечебное учреждение привезли в состоянии крайнего (ну просто концлагерного) истощения. Когда явная угроза её жизни миновала, встал вопрос: а куда эта ещё очень слабая пожилая женщина пойдёт дальше? По договорённости с богадельней привезли её к общественникам. Там кормят хорошо, уход профессиональный. Для расследования обстоятельств её жизни обратились за помощью в «Тюменскую правду».

Мы выяснили, что баба Оля – одиноко проживающий человек. За этим сухим словосочетанием скрывается многое, в частности, то, что старушка должна состоять на особом учёте у социальных служб. А ещё мы выяснили, что она давно не получает пенсии и имеет огромную задолженность по квартплате. Баба Оля – вовсе не бомж, у неё довольно привлекательная двухкомнатная квартира в тихом уголке Центрального района Тюмени. А ещё у неё есть целый подъезд соседей. А ещё где-то в этих местах должны обитать участковый и работники управляющей компании, не забывающие регулярно оповещать старушку о задолженности. Но пока пожилой человек не был доведён до ужасающего состояния, никто, видимо, не волновался о его судьбе. Правда, есть некоторые обстоятельства, указывающие на интерес к бабе Оле со стороны квартирных мошенников.

Газета отправила официальные запросы в областной департамент социального развития и городское управление МВД. Пока получили ответ только из социальных служб. Он несколько озадачил.

В ответном письме подтверждается, что «Ольга Николаевна С. проживает одна, по степени самообслуживания и состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе и помощи». И в нём же указывается странная причина лишения старушки источника существования: «Выплата пенсии была приостановлена с ноября 2010 года в связи с длительным неполучением пенсии». То есть в Пенсионный фонд не поступало сведений о смерти человека или его переезде, но из списков он был исключён? При этом НИКТО не поинтересовался: а что же произошло с одиноко проживающим пенсионером.

Хорошо, пусть даже баба Оля сама вела себя не совсем адекватно (есть такие подозрения у соцслужб и общественников), но она же должна быть на особом учёте. Почему её никто не опекал? Сейчас сотрудники департамента соцразвития подготовили ходатайство в Областную клиническую психиатрическую больницу о проведении медицинского обследования. От переезда в дом-интернат баба Оля пока отказывается. Как сообщается в письме, «после обследования технического состояния квартиры и разработки сметного расчета на выполнение ремонтных работ будет рассмотрен вопрос о проведении ремонта жилого помещения». В устной беседе было установлено, что к маю будет сделан полный перерасчёт пенсии и, видимо, погашен долг за квартиру. Кроме того, нам сообщили, что «вопрос дальнейшего жизнеустройства Ольги Николаевны остается на контроле в управлении социальной защиты населения города Тюмени».

Дело государственной важности

Недавно одна служащая задала общественникам вопрос: зачем нужна их работа, это ведь капля в море? Оставим на минутку слова о всеобщей любви и милосердии. Да, семнадцать калек и бабулек в богадельне – это капля. Но в данном случае помощь этим людям можно сравнить с событиями в Крыму. Некоторые говорят, что Россия тешила там свои «имперские амбиции», но весь народ поддержал решение своего Президента вовсе не поэтому. 058-12-1Нам очень хочется жить в сильном государстве и знать, что Россия своих не бросает ни при каком раскладе, это справедливо и честно.

Так вот если каждый тюменец будет знать, что в его городе не бросят ни одного бомжа, ни одну старушку, что достаточно позвонить по всем известному (это обязательное условие) телефону и тогда беззащитному человеку обязательно окажут всю необходимую помощь, то ему – благополучному тюменцу – тоже станет в жизни гораздо уютнее и увереннее.

Поэтому отработка чёткого механизма, включающего все этапы работы с людьми «группы риска», работа единой службы экстренного реагирования, широкое информирование о ней населения – это дело государственной важности. И общественники готовы решать его совместно с официальными ведомствами.


20002