Валерий Гаркалин, знакомый зрителям по фильмам «Катала», «Белые одежды», «Ширли-Мырли» – один из самых ярких комедийных актеров. Ему не составляет труда рассмешить зрителей, заставить их умирать от хохота. Хотя сам актер недавно едва не умер по-настоящему. О твердости характера и силе духа талантливого актера рассказывает документальный фильм «Валерий Гаркалин. Жизнь после смерти», который выйдет в пятницу, 11 апреля, в 10.20 на канале ТВЦ.
Режиссеры, используя комедийный дар Валерия Гаркалина, знают, что в комедиях он разворачивается на полную катушку. Ведь актер придерживается такого взгляда, что искусство должно нести позитив, потому что в жизни «и так полно трагичного».
– Смешить публику – это моя пламенная страсть, – рассказал Валерий Гаркалин пресс-службе канала ТВЦ. – А умение смешить дает возможность поговорить со зрителем о самых серьезных вещах, которые существуют в этом мире. Я не могу с посторонним человеком вдруг вступить в какие-то серьезные философские беседы. Ему сразу станет скучно, и он уйдет, я его потеряю. А если я расскажу анекдот какой-то веселый, расположу его к себе – вот тогда он мой, вот тогда-то я и начну говорить с ним о несправедливости, о жестокости, о жизни, о смерти, о чем угодно, какая бы пьеса не была. Поэтому, мне кажется, так важно рассмешить человека, расположить его к себе, расслабить, релаксировать его. А только юмор может вызвать в человеке чувство освобождения от чего-то, ведь человек смеющийся – человек освобожденный, высвобожденный. Вот тогда я его люблю, тогда я начинаю с ним творить все, что угодно…
Гаркалин дарит зрителям веселье и радость, хотя в жизни самого актера произошло немало печальных и даже трагических событий. Не так давно Валерий перенес два сложнейших инфаркта и клиническую смерть. А потом ушла из жизни его жена Катя. Так что этот фильм не только о всенародно любимом и популярном артисте, а о человеческой судьбе, о мужестве человека, сумевшего выдержать много испытаний.
– Валерий, а чего в жизни больше – трагического или смешного?
– Мир перенасыщен трагическим и смешным одновременно. Вы знаете, это так рядом, что иногда даже границы нет. Или она очень зыбкая, или я ее вообще не ощущаю. Смешное переходит в трагическое и наоборот. Не случайно Чаплин – основоположник трагикомического в кино – подметил, что падающий человек – это смешно, но и грустно одновременно. В нашей стране, где творили Николай Васильевич Гоголь, ироничный Пушкин, ощущение трагикомичности происходящего особенно явственно. Как в природе: на смену лету приходит зима, так вот на смену смешному приходит трагическое, и наоборот. А вообще, мир и спасся от того, что кто-то однажды посмеялся над самим собой. И даже над собственной смертью, хотя, казалось бы, что может быть трагичнее, чем уход из жизни? А вот, например, поэт Михаил Светлов не унывал, даже зная, что его дни сочтены. За больничными стенами плескалась без конца и без края весна, а ему приходилось покидать эту землю, будучи раковым больным. Окна его больничной палаты выходили на здание морга, и он, по утрам подходя к окну, громко говорил: «Гутен морген».
– Интересно, что вы думаете о конце земного существования?
– На этот вопрос постоянно пыталась ответить религия. В основе христианства лежит идея воскрешения человека, но мы воспитывались в воинствующем атеизме, поэтому материалистическое довлеет над идеалистическим. Конец жизни – это достаточно печальная история еще и потому, что неизвестно, что находится по ту сторону добра и зла. Поэтому можно оставить себе право размышлять на эту тему, как это гениально сделал Беккет. Он сказал: я умру, и мир будет таким же, каким он был и до меня. Но в нем не будет меня – и эта мысль утешает. Мне очень нравится ход его рассуждений, он близок моей системе взглядов на жизнь и смерть. Ведь если задуматься, человеческая жизнь, с точки зрения материи, – это сплошные страдания, неизбежные болезни, а в конце вообще всех нас ждет смерть. Ну что тут хорошего? Но жизнь духа – это бесконечное счастье, если ты его воспитываешь, укрепляешь. Поэтому эта часть жизни, я считаю, должна занимать огромное место в жизни каждого из нас.
– Люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают о том, что они видели какой-то темный тоннель, свет, а что потом – за этим светом, за этим тоннелем?
– Я никакого света в конце тоннеля не видел. Но во время клинической смерти у меня вдруг исчезла острая боль в области сердца и возникло ощущение нежности, любви и покоя – такое состояние, в котором мы все очень нуждаемся. А потом я вернулся в тело, в больничную палату, и вернулась боль. Но вообще-то у меня возникло ощущение, что со смертью человека все не кончается, существует какое-то другое измерение.
Участники: Валерий Гаркалин и его дочь Ника, Татьяна Васильева, Александр Балуев, Александр Феклистов, режиссёр Дмитрий Крымов, Армен Джигарханян, Инна Чурикова.