“Я так люблю мою Украйну…”

В Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка, посвященная 200-летию Тараса Шевченко – украинского поэта, прозаика, этнографа, академика Императорской академии художеств…

Человека, который прожил всего 47 лет, из них – 24 года крепостным, десять лет – солдатом-арестантом, но успел снискать славу величайшего украинского литератора и разносторонней творческой личности. Участник выставки, уроженец Закарпатья Михаил Гардубей, отмечает: “Если для россиян Пушкин – это все, то для украинцев Шевченко – это все”.

Но Шевченко и для России не чужой, он учился и жил в Петербурге, много писал на русском языке. Поэтому выставку к его большому юбилею составили произведения художников, тесно связанных и с Украиной, и с Россией.

Экспозиция состоит из трех хронологических разделов. В за-ле, отведенном под произведения XIX века, есть портрет самого Тараса Шевченко, колоритные жанровые сцены живописцев К. Трутовского и Н. Пимоненко, пейзажи И. Федорова-Керченского, С. Светославского, создающие образ красивой, изобильной земли. В отдельной витрине помещены книги, рассказывающие о жизни и творчестве Шевченко, с репродукциями его автопортретов: живописная работа 1840 года – с налетом романтизма и простой карандашный рисунок 1847 года – без прикрас, в солдатской форме…

048-6-1Тюменскому художнику Гардубею особенно близко именно изобразительное творчество Тараса Шевченко. Жаль, поэт посвятил ему не так много времени… Но то небольшое наследие, которое он оставил, просто великолепно. Честные, искренние работы, невероятно тонкие по исполнению. “Особенно графика, посвященная его ссылке в Оренбургскую область, этой его солдатчине. Целая серия офортов, за которые он в конце концов получил диплом академии художеств.

У него просто чудесные акварели. В них чувствуется, конечно, итальянский привкус, влияние большого мастера, под руководством которого он работал, – Карла Брюллова. Итальянское искусство в то время было очень популярно, Брюллов сам работал в Италии. И в его акварелях, и в акварелях Шевченко есть некая музыкальность, которая связывает эти две культуры – итальянскую и украинскую. Шевченко создал прекрасные акварели к поэме “Катерина”, очень душевные и очень точно попадающие и в текст, и в ту ситуацию, которую он описал в своей поэме”.

Из всех видов творчества самым близким изобразительному искусству Михаил Михайлович считает поэзию. Выразительные средства должны быть емки и точны, лишь тогда родится яркий, эмоциональный образ. Так и в живописи. Форма, цвет, фон, каждая деталь – все должно быть на месте, нести максимум информации, волновать чувства. Это сложно. Все равно, что уместить на холсте “Войну и мир”. Шевченко обладал даром создавать именно такие произведения – как словами, так и красками, линиями, штрихами…

048-6-3Сам Гардубей представил живописные и акварельные работы разных лет – свой взгляд на Украину, родное Закарпатье, Ужгород, где учился в училище прикладного искусства вместе с другим тюменским украинцем Дмитрием Бобоничем. Его памяти посвящена картина “Лесорубы”… Живописная Украина Гардубея выступает из тьмы южной ночи фейерверком глубоких, сочных карнавальных красок – будто жар-птица, проходит перед нами чередой фольклорных и литературных персонажей, выразительных, характерных, порой до комизма… или, скорее, доброго юмора. Закарпатские акварели тоньше, нежнее, светлее. Перед нами Ужгород – город-сказка, по которому вполне могли гулять, скажем, герои “Академии пана Кляксы” Яна Бжехвы. Древними колдовскими тайнами дышат пейзажи гуцульских сел, гор, лесов…

Это наши дни – искусство XXI века. Мостик назад, в прошлое, перекидывают произведения дулевского и ленинградского фарфора 50-х годов прошлого столетия. Фигурки Тараса Бульбы, кузнеца Вакулы на черте, красавицы Параськи с зеркалом реалистичны, тщательно проработаны… И так не похожи на произведения Остапа Шруба из соседнего “советского” зала, хотя и близки им по времени. Там веет духом сурового стиля: картины, воспевающие освоение Тюменского Севера, соседствуют с произведениями на военную тему – даже в этюдах 1959 года к монументальному полотну “Священные камни Севастополя”, дипломной работе Шруба в Ленинградском институте им. Репина, ощущается мощный заряд страсти и боли, который вложил в это произведение художник-фронтовик. Много лет спустя, уже в Тюмени, он написал картину “Мальчишки”, на которой среди молодых героев-победителей на фоне зарослей сирени изобразил и себя. А в автопортрете 1974 года уже видны иконописные мотивы…

Вот такие они – украинцы в Тюмени, украинцы в России. Очень разные и в то же время похожие. Как и все мы. Всем нам хочется мира, согласия и спокойной счастливой жизни среди друзей и единомышленников. Потому и появилась в музее эта выставка, посвященная юбилею талантливого человека Тараса Шевченко, которого знают и любят и на Украине, и в России. Экспозицию можно посетить до середины апреля.


19846