3 марта страна отметила всемирный день писателя
Каждый писатель в своем произведении создает мир, отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.
В центре художественного мира Л. Иванова – человек и его жизнь. Герои откровенно спорят о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека.
Профессор Ф. Селиванов, анализируя произведения Л. Иванова, говорил: «Меня поражает знание жизни и нравственная чистота. Он пишет о народной жизни. Сейчас люди все больше привыкают говорить шаблонными фразами, а у него очень сочный язык».
Всю жизнь, начиная с семнадцати лет, Леонид Иванов посвятил журналистике, и лишь оставив газетную работу, занялся литературой. В 2009 году увидела свет его книга очерков и рассказов «Первый парень на деревне», в 2010 году вышла повесть "Леший", в 2011 году – повесть "Палата 206" и книга "Будем жить!", в которую автор включил две повести и несколько рассказов. В 2012 году вышла книга "Покойники – народ смирный" с одноимённой повестью и почти тремя десятками рассказов. В 2013 году увидел свет сборник рассказов «Пароходы пахнут огурцами» и двухтомник "Избранное".
Сюжеты, герои, тематика произведений писателя настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.
Однако в них много общего, в частности, мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому, прочитав несколько произведений Иванова, представляешь обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.
Характеры героев изображаются в напряженно-кризисные моменты: выбора, самосознания, воспоминаний, трагедийного прощания с жизнью, разочарования или необычайных открытий. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности и доброте – через них узнается человек, а через него – время и сущность бытия.
Для раскрытия характеров своих героев Леонид Иванов, кроме всего прочего, прибегает к юмору и к комическим моментам. Так, в рассказе «Простодыр» Ванька как доверчивым уродился, так до пенсии и прожил, под смешки, подшучивания да розыгрыши. В наш расчётливый век, наверное, как раз и не хватает таких простых, наивных, прямолинейных людей, как этот Ванька, которые потому и «простодырые», что сами ни за что не стали бы никого обманывать.
Часто в произведениях Л. Иванова встречаемся с грустью и какой-то всепоглощающей тоской. В рассказе «Тоскова-а-ал» в основе повествования лежит вроде бесхитростная история: похоронил дед бабку и тоскует. Внук, приехавший похоронить деда, слышит от земляков: «Тосковал Фёдор-то Андреич! Ой, тоскова-а-ал! – баба Маня уголком повязанного под подбородком платка вытерла глаза, хотя слёз вроде бы и не было. – Как Клавдию-то схоронил, так и затосковал. Оне ить душа в душу шестьдесят годков прожили и, поверишь ли, ни разу не ругивались. Да, тоскова-а-ал. Да и она, видать, там тоже по ёму тосковала, вот и забрала к сибе».
История простая и узнаваемая. Искусными мазками, как кистью художника, создано полотно, где читатель вместе с героем вспоминает, улыбается, грустит... Когда главный герой сидит в тишине опустевшего дома, ощущение реальности сильнейшее, благодаря тому, что писатель создал палитру необходимых деталей "...так же стояли в застеклённой горке гранёные стопки и привезённая им из-за границы красивая чайная пара из тонкого китайского фарфора". "...По давнему обычаю на зеркало и экран старенького телевизора были наброшены полотенца". "На телевизоре стояло блюдечко с поставленной на него стопкой, накрытой давно зачерствевшей скибкой хлеба ".
Все это заставляет нас задуматься о вечных понятиях: уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъяснимо притягательной силе малой родины, о бесконечности жизни.
Признавая высокие достоинства старшего поколения, почтительно прощаясь с ними, Леонид Иванов предоставляет слово молодым, вводит их в действие своих драм. Идея духовной преемственности, конкретизируясь в характерах и ситуациях, символизирует вечное движение жизни, в которой побеждают добрые нравственные начала: «Андрей снова взял в руки амбарную книгу, открыл наугад на странице, где была сделана последняя запись.
«Ну, почему ты, Сударыня, меня одного тут оставила? Что мне тут без тебя делать? Пусто на душе и тоскливо. Тоскую!». Андрей прочитал текст, отодвинул книгу на середину стола и долго сидел молча. Потом придвинул ближе, взял привязанный карандаш и крупно вывел: «Дорогие мои старики, я только сейчас понял, как трепетно вас люблю и буду очень без вас тосковать... Очень-очень!».
Грустное, порой трагическое, и веселое идут по жизни рядом. В произведениях писателя на смену драматическим событиям в судьбе героев приходят мгновения светлой радости.
В повести «Покойники – народ смирный» главный герой Александр волею судьбы оказался в местах не столь отдаленных, а после возвращения в прежнюю жизнь пытается устроиться на работу. Как водится, его нигде не берут – сотрудник с таким прошлым никому не нужен. Через знакомых он устраивается на кладбище сторожем. На страницах повести автор изображает кладбище как зеркало нашей жизни, отражает нравы современной России. На смену всем испытаниям, что пришлось пережить Александру, пришла нежданно-негаданно любовь. Отличительной чертой многих произведений Л. Иванова является оптимизм.
Художественный мир в произведениях писателя – динамичный и живописный. Создается иллюзия полной естественности его, совершенного единства с реальностью. Океан жизни, как бы выплеснув в момент могучего волнения этот образный мир, не остановил свой бесконечный бег. За ушедшими придут новые поколения. Жизнь нескончаема и беспредельна.
Даниил ОСТЯКОВ, студент ТюмГНГУ, участник 7-го Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России» (2014 год).