Что толкает военного летчика по выходу на пенсию заняться пчеловодством? Деревенскую бабушку, работавшую дояркой, начать писать стихи или картины? Преподавателя автотранспортных дисциплин взяться за вязание кофточек и свитеров? Наверное, это просто тяга к творчеству, нечто генетическое, свойственное внутренней природе человека.
Житейская суета отвлекает нас от чего-то главного. Но случаются минуты – и наша мысль стремится к чему-то неизведанному, душа рвется из привычных одежд навстречу мечте. И тогда романтичный Артур Грэй дарит юной Ассоль, простой девушке в застиранном платье, свои алые паруса, отважный Робинзон Крузо продолжает борьбу за свою жизнь и достоинство, а дети капитана Гранта надеются на встречу с отцом. И да помогут им крылья кораблей, попутные ветра и людская доброта.
Соединяющие море, ветер и человека в единое целое парусники, словно живые существа, сродни птицам и дельфинам, китам и ангелам. Бригантины и барки, шхуны и корветы, фрегаты и каравеллы… Заметим, все эти корабли появились на свет на заре человечества.
Первым средством передвижения, инструментом исследования мира стал не автомобиль и не самолет. Это был парусник. Вслушайтесь в музыку слов: фор-стеньги-стаксель, бом-брамсель, бизань-мачта, форштевень, рангоут, такелаж… Не правда ли, это что-то невероятно красивое, волнующее сердце, пробуждающее воображение? Чтобы сотворить это белое облако, уносящее человека в неизведанный мир, нужно было стать художником или поэтом. Так в жизни многих из нас появляются «Алые паруса» и «Бегущая по волнам» Александра Грина, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Таинственный остров» Жюля Верна, «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини и «Баркентина с именем звезды» Владислава Крапивина…
Обо всем, что касается воды, ветра, парусов, тюменец Кирилл Курин знает не понаслышке. Парусами, моделями яхт занимался с первого класса в судомодельной лаборатории Дома творчества, техники и спорта, которой руководит его отец. Александр Курин и сейчас действующий спортсмен, тренер. Отслужив на Тихоокеанском флоте, Кирилл вновь вернулся в судомодельную лабораторию, уже в качестве преподавателя. Ребятишки, которые здесь занимаются, не только создают копии старинных парусников, модели парусных яхт, но и участвуют с ними во всевозможных соревнованиях – областного, российского и международного масштаба. Причем небезуспешно. В 17 лет Кирилл Курин стал мастером спорта международного класса. А в 2012 году уже его воспитанник занял второе место на первенстве мира в групповой гонке. Кирилл руководил знаменитым яхт-клубом «Рубин» при моторном заводе. Неоднократно участвовал в «больших» парусных гонках. С удовольствием занимается виндсерфингом, кайтингом. А три года назад стал одним из учредителей Федерации парусного спорта Тюменской области.
– Кирилл, а что представляла из себя ваша флотская служба?
– Это была Камчатка, Авачинская бухта. Красивейшие места, обалденная природа, летом на сопках бродили медведи. Бухта – это стратегический узел по обслуживанию атомных подводных лодок. Мы занимались проверкой и заменой приборов, оборудования, исследованием корпусов атомоходов. Вокруг были очень дисциплинированные, грамотные люди...
– Когда дети приходят в вашу лабораторию, чему их нужно научить?
– Изначальная задача в том, чтобы они стали технически грамотными. Начинаем с азов: берем в руки линейку, карандаш, занимаемся разметкой, эскизами, чертежами. Постепенно дети приобретают знания по гидро- и аэродинамике, принципам управления моделями, радиоаппаратуре. Приучаем их работать лобзиком, выполнять простые токарные, фрезерные, слесарные операции.
– А для чего им это нужно?
– Кто-то приходит сам. Иногда мальчишек приводят родители. Кого-то привозят на занятия аж из Тюменского района. Модель той или иной яхты – вещь технологически объемная. Некоторые модели по своим композиционным материалам бывают даже сложнее корпусов автогоночных аппаратов. Соответственно, при создании моделей дети приобретают у нас специальные навыки, вникают в тематику кораблестроения. У нас есть выпускник, Максим Коркин, который, закончив школу, поступил в военно-морское училище в Санкт-Петербурге. Полученные здесь знания ему наверняка пригодятся…
Кирилл Курин уверен, что звание инженера нынче приобретает новое значение. Для того чтобы инженерное образование было востребованным, чтобы страна не испытывала недостатка в инженерах, в первую очередь нужно уделить внимание детским кружкам технического творчества. Выделять необходимые площади, обеспечить финансирование, поддерживать педагогов, которые в своем большинстве работают на энтузиазме, зачастую приобретая на собственные средства необходимые расходные материалы.
– Кирилл, на озере Утином я не раз видел настоящие парусные яхты…
– Такие тренировки также проходят на озерах Круглое, Андреевское… В 2013 году усилиями детского морского центра «Алый парус» и Тюменской федерации парусного спорта мы создали детскую парусную школу. Мальчишки прошли теоретическую подготовку, научились управлять ветром, парусом. Пока что флот детских спортивных яхт невелик, всего 5 яхт класса "Оптимист", но в секции занималось более 20 человек. Конечно, это совсем немного. Парусный спорт в нашем регионе и не может быть массовым. Все-таки Тюмень далека от морей и океанов. Но ребят, которые действительно любят паруса, море и ветер, это не останавливает…
Что ж, пусть паруса, поднятые руками тюменских мальчишек, всегда ловят попутный ветер, возвращают нам ощущение красоты и гармонии, помогают услышать вечный зов морей и океанов, далеких лесов и гор, биение собственного сердца…
«Паруса – это образ жизни. Умение взаимодействовать, управлять парусами, командный дух, физическая сила и выносливость, чувство ветра и течения воды – все это парусный спорт! И всему этому реально научиться на водных просторах нашего города».
Владимир Афанасьев, председатель Федерации парусного спорта Тюменской области.