Анатолий Землянухин: «Как говорят десантники, никто, кроме нас!»

Это было в период первой чеченской кампании. В составе сводной группировки Уральского федерального округа отдельная специальная моторизованная часть внутренних войск, которой командовал Анатолий Землянухин, была направлена в Чеченскую Республику, в район станции Червленая, для выполнения задач по охране конституционного порядка.

Каждой группировке отводилась определенная роль на той или иной территории. Поначалу бойцы рассчитывали, что пробудут на Северном Кавказе месяц, два-три. На самом деле служебная командировка растянулась с января 1995 года по январь 1997-го. Офицерам производили смену через 2-3 месяца, срочникам – через полгода. Те, кто изъявлял желание, оставались на год.

В один из январских дней 1995 года в часть поступило сообщение: на одной из дорог ГАЗ-66, на котором ехали российские солдаты, подвергся обстрелу боевиков. Засады никто не ожидал, потому что территория в том месте была подконтрольна нашим войскам. И здесь подчиненные Землянухина, еще ни разу не вступавшие в реальный бой, без раздумий в полном составе сделали шаг вперед, чтобы выручить своих товарищей. Благодаря их решительным действиям огневые точки бандитов были уничтожены. Не обошлось без потерь: в этом бою погиб уроженец города Ялуторовска Алексей Рудин.

Родился и вырос Анатолий Землянухин на Алтае, в с. Карпово. Как и все, в детстве играл с пацанами в «войнушку». Многие сельские ребята тогда проходили срочную службу в пограничных войсках, в ВДВ. Два парня с улицы, где рос Анатолий, поступили в военное училище. Он сразу же обратил внимание на их красивую форму, подтянутость, выправку. Так появилась мечта – стать военным. После школы обратился в военкомат, и ему предложили поступить в Новосибирское высшее командное училище внутренних войск МВД. В 1976 году Анатолий Землянухин стал курсантом училища, а в 1980-м надел офицерские погоны. Проходил службу в Новосибирске, Рубцовске, Заполярье, Верхней Тавде, Сургуте, Екатеринбурге, Тюмени.

Еще будучи командиром части, познакомился с генеральным директором ОАО «Сибнефтепровод» того времени Владимиром Чепурским. Предприятие оказало подразделению шефскую помощь: перед отправкой на Северный Кавказ ребята были обеспечены теплыми вещами, канцтоварами, продуктами питания. Уже тогда бравому майору поступило предложение пойти на работу в ОАО «Сибнефтепровод». Землянухин вежливо отказался. Все-таки кадровому офицеру нужно находиться рядом с подчиненными. В то время основное внимание при подготовке военнослужащих как раз уделялось тактике боевых действий в условиях лесистой, горной местности, ведению стрельб из различных видов стрелкового оружия, бронетехники, физической подготовке.

– Анатолий Васильевич, что для вас как командира было самым важным?

– Главное для командира – это сохранение жизни и здоровья солдат. На эту тему сейчас много пишут и говорят. За мою бытность в моем подразделении никаких ЧП не было. Ни один солдат не был осужден судом военного трибунала за какое-либо преступление. Не стал «отказником». Может быть, мне просто повезло. Отбор в специальные моторизованные части строгий, проходит по особым требованиям. Военнослужащие должны быть подготовлены и морально, и физически. Конечно, многое зависит от командира. Но немаловажное значение имеет и воспитание, которое человек получил в семье, школе, институте. У нас в семье было шестеро детей: два брата и четыре сестры. Отец был участником Великой Отечественной войны, имел ордена, медали. Воспитывались мы в строгости, с одной стороны. А с другой, у нас были теплые, благожелательные отношения. Большая семья – это определенная школа жизни, обкатка различных моделей поведения, из которых затем – в армии, на производстве, в семье – безошибочно отбираются самые эффективные. Что характерно: был я и мальцом, и подростком, но отец ни разу на меня не закричал, ни разу не шлепнул…

– Дети помогали родителям?

– Конечно! По тем временам у нас было большое хозяйство, одним родителям его было не потянуть. Поэтому нам везде отводилась роль помощников.

…В 1999 году Анатолий Землянухин завершил свою военную службу. За участие и отличие при выполнении служебных задач в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе ему было досрочно присвоено звание подполковник. На мундире блистали семь правительственных наград. А уже в ноябре он был принят на работу в ОАО «Сибнефтепровод».

Армейская закалка нужна везде

Трудился на разных должностях. В 2002 году был назначен на должность главного инженера базы производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования. Все материально-технические средства для ОАО «Сибнефтепровод» сначала поступают на эту базу, а затем распределяются в филиалы – в Ноябрьск, Новый Уренгой, Нижневартовск, Сургут, в дочерние общества, расположенные на Дальнем Востоке, на Балтике, на Черноморском побережье. Это могут быть материалы для строительства вновь создаваемых объектов, производственное оборудование: электродвигатели, насосы, спецмашины, емкости, различные запчасти, все, что необходимо для жизнеобеспечения компании и ее подразделений.

База обеспечена мощными грузоподъемными механизмами, есть башенный и два козловых крана, несколько грузооборотных площадок. Есть свой маневровый тепловоз, своя ж/д ветка. Работникам базы созданы все необходимые условия для работы.

– Территория предприятия большая, тем не менее стараемся поддерживать на ней образцовый порядок, – отмечает Анатолий Васильевич. – Летом тут, как в пионерском лагере: зеленые газоны, клумбы с цветами.

– Армейский, командирский опыт помогает в работе?

– Я считаю, что армия здорово помогает всегда и везде, в любой должности, в любой сфере. В любом коллективе люди разные, у каждого свой возраст, характер, мотивация, заботы. Поэтому к каждому нужно уметь подобрать ключик. А это умение формируется как раз в армии, в замкнутом коллективе, где волей-неволей учишься выстраивать отношения с окружающими. Большим коллективом нужно правильно руководить, чтобы он функционировал бесперебойно…

– Фактически тут полувоенный режим?

– Верно. Причем по ряду вопросов он даже еще жестче, поскольку некоторые участки работы связаны с повышенной опасностью. И тут нужно ежедневно соблюдать строгие требования техники безопасности. Впрочем, мне как военному не представляло особой трудности влиться в работу. Привыкать к режиму и условиям труда особо не пришлось.

– А чему-то нужно было научиться? Перенять чей-то опыт?

– Алексей Николаевич Карнаухов, директор предприятия, трудится в системе ОАО «Сибнефтепровод» более 30 лет. Такие люди знают всю специфику производства досконально. Поэтому любому покажут и расшифруют любые схемы, чертежи, технологии. Я нисколько не чурался новых для себя сведений, чужого опыта. Все это необходимо для производства!

Кстати, большое подспорье в решении производственных задач – спорт. По словам Анатолия Землянухина, в 2002 году по итогам cпартакиады работники базы заняли 3-е общекомандное место среди всех подразделений ОАО «Сибнефтепровод». Это было настоящее достижение, поскольку в других подразделениях компании и работников больше, и спортсменов, соответственно, тоже. И до сих пор сотрудники предприятия принимают самое активное участие во всех спортивных мероприятиях. Три раза в неделю Анатолий Землянухин играет в волейбол, занимается плаванием.

– Забавная традиция у нас была, когда я был курсантом, – вспоминает подполковник. – Каждый год на 8 Марта командиры устраивали нам лыжный переход на 20 километров. Не знаю, кто это придумал, но поступала команда, автомат на плечо, надеваешь противогаз, встаешь на лыжи – и вперед! Победителей на финише ждал приз – увольнение в город. Естественно, все бежали изо всех сил. Правда, теперь я люблю коньки, волейбол, плавание, но только не лыжи!

– Вижу у вас на столе фотографию мальчика…

– Это мой внук Иван. Я уже дважды дед. Дочь у меня тоже пришла на работу в ОАО «Сибнефтепровод», нынче в отпуске по уходу за ребенком, теперь у меня еще есть внучка Марьюшка! Кстати, внука я тоже воспитываю со спортивным уклоном. Дома у него есть спортивный уголок, он занимается в секции тэквондо. А по выходным мы ходим с ним на каток, занимаемся спортом в санатории «Хвойный». Мне важно, чтобы он мог постоять за себя, при необходимости защитить слабого. Говорит, «стану военным, как дедушка!»

…Вкус спортивных побед знаком практически всем работникам компании. По итогам 2013 года первое общекомандное место среди предприятий Тюменской области досталось ОАО «Сибнефтепровод». А нынче практически весь коллектив предприятия болеет за наших спортсменов, участвующих в зимних Олимпийских играх.

– На соревнования мы никого не тянем, – отмечает главный инженер. – Людям просто предоставляется возможность вести здоровый образ жизни, и они ее активно используют. Накануне Дня защитника Отечества на предприятии пройдет турнир по хоккею, а в середине марта – очередная корпоративная спартакиада по зимним видам спорта.

От героев былых времён…

– Анатолий Васильевич, а в День защитника Отечества от кого в первую очередь будете ждать поздравлений?

– Первой, естественно, меня поздравит супруга. Она у меня тоже была военнослужащей. В этот день мы, члены ветеранской организации внутренних войск, собираемся у здания ГУВД РФ по Тюменской области, возле памятника в честь наших погибших коллег. Общаемся с товарищами по оружию. Потом приезжают в гости дочь с мужем, с внуками… В войсках это всегда день поощрений, подведения каких-то итогов, концертных выступлений… Кстати, подразделение, которым я когда-то командовал, ныне существует в виде кинологического центра войсковая часть 3059. Приятно, что его сотрудники по-прежнему на хорошем счету, занимают призовые места в различных конкурсах, соревнованиях.

– Что-то от службы дома осталось?

– Конечно! Дома в шкафу висят китель, камуфляж, снаряжение. Недавно внук был в гостях, я надел мундир, маловат, правда, стал, и мы сфотографировались вдвоем на память.

– Кто из наших полководцев вызывает у вас особый интерес?

– Я всегда симпатизировал Жукову Георгию Константиновичу. Еще отец-фронтовик мне рассказывал, что когда тот приезжал на позиции, то все ждали перелома, новых атак, новых побед. Нынешний министр обороны Сергей Шойгу, кстати, мне тоже очень импонирует – еще с тех времен, когда он был спасателем. Уважение вызывают его прямолинейность, организаторские способности, отношение к службе, людям. Радует, что у армейской службы вновь растет престиж, повысилось денежное довольствие, продолжается перевооружение армии, военнослужащие обеспечиваются жильем. Этого не было очень давно.

– А как вы относитесь к тому, что для солдат в армии ввели послеобеденный сон?

– С отдыхом я согласен. Но некоторые тыловые вопросы – питание, содержание и уборка казарм, которые сейчас находятся на аутсорсинге у гражданских организаций, – я бы пересмотрел. Ведь начнись какая-нибудь заваруха, кто возьмет на себя эти вопросы? Гражданских лиц ведь в пекло не отправишь. На мой взгляд, солдат сам должен уметь содержать себя в чистоте и порядке.

– Какие качества у русского солдата, у русского народа для вас самые ценные?

– Смелость, решительность, мужество, отвага, честь! Те качества, благодаря которым наши предки создали великую державу.

– Есть в вашей жизни крылатая фраза, которая помогает вам в трудную минуту?

– Она связана с воинской службой. Я хоть и не десантник, но мне по душе их девиз: «Никто, кроме нас!».


19556