Конда многострадальная

По данным департамента экологии ХМАО, на ряде водоемов округа в последние годы значительно улучшилась экологическая обстановка. Отмечено снижение загрязнения нефтепродуктами рек и озер. Но смотреть надо не в отчеты, а в воду…

Попробуйте найти на карте место, где количество рек и озер почти равно численности населения, скажем, среднего по масштабам города, расположенного на территории Западной Сибири. Кроме Югры, такого места нет. Мы просто привыкли к этому богатству, поэтому перестали его ценить и замечать.

В ХМАО около 30 тысяч рек и речушек! Это много, это даже слишком много. Для русского характера понятие «много» всегда в истории оборачивалось несчастьем. Мы много хотели и никогда ничего не получали. А тут сам Боженька послал – бери и пользуйся. Пользуемся.

За период с 2008 по 2011 год технические отходы в эти реки скачивали 75 промышленных предприятий. Через 116 каналов (выпусков) 79% не очищенных от ядов стоков устремлялось в водоемы, к которым наши пращуры шли, чтобы встать на колени перед чистой речкой и смыть с себя ее прозрачной водой свои грехи.

Самых свежих данных у меня нет, да я почему-то не очень уверен, что они вообще существуют. Только знаю, что в 2011 году поверхностные воды в ХМАО относились, говоря языком экологов, к 3-му классу качества, что означает – «весьма загрязненные». Не думаю, что за два года что-то изменилось, хотя специалисты отмечают некоторое улучшение качества воды в речках Аган, Обь (в районах городов Нефтеюганска и Нижневартовска), а главное – в Конде, страдающей от загрязнений уже не один десяток лет. Пить из этих рек рискованно, но можно, и покаянные омовения совершать тоже, наверное, не возбраняется, если иммунитет организма способен противостоять избытку марганца, железа, меди и прочих гадостей в воде.

Как только речь заходит об охране природы, все, засучив рукава, начинают кидаться на нефтяников: дескать, травят, губят, пренебрегают и т.д. Мне приходилось бывать у них на различных совещаниях, так там за малейшую провинность перед природой ставили виновников в такое положение, что мало не покажется. Ни премии, ни карьерного роста, вообще ничего больше не жди, иди и убери за собой так, чтоб все блестело в том месте, где согрешил перед природой! У них, у нефтяников, разговор на этот счет короткий. Они масштабно работают с недрами и не хуже дам с пробирками в лаборатории понимают, что каждая капля маслянистой жидкости, попавшая в реку, – это беда не только для окружающих, но и для них тоже.

Добывать «черное золото» и не запачкать руки невозможно – такая специфика у этого сложного производства. Ни одна нефтяная компания в мире не тратит столько средств из своих прибылей на разработку прогрессивных технологий экологической защиты, как, например, «ЛУКОЙЛ». Не помешает вспомнить, что на северных территориях ТЭК действует множество других предприятий, которые вредят природе ничуть не меньше того, что мы традиционно приписываем нефтяникам. Так, анализ экологической обстановки на территории Кондинского района Югры показывает, что загрязнение окружающей среды здесь в большей степени происходит за счет выбросов в воздух всевозможных ядовитых веществ от деятельности коммунальных и транспортных хозяйств. 53,5% – перекиси углерода, 8,4% – серной кислоты и прочего оседает в наших легких

Пойменные болота бассейна реки Конды буквально стонут от грязных сточных вод, небрежно обработанных на очистных сооружениях или напрямую сливаемых в водоемы. Дело нешуточное, ведь район занимает 54,64 тысячи квадратных километров (это десятая часть ХМАО), гранича с Тобольской, Уватской территориями Тюменской области, а на северо-востоке – с Ханты-Мансийским, Октябрьским и Советским районами.

Учитывая то, что экологических проблем у соседей не меньше, можно представить себе масштабы вреда, наносимого природе края. Администрация Кондинского района на одном из своих заседаний высказала претензии предприятию «Тепловодоканал», которое, похоже, недооценивало степень вреда, наносимого окружающей среде. Как говорится, по полной программе попало и владельцам автотранспорта (в районе около 9 тысяч машин). Все они, или почти все, свой «банный день» проводят на берегу реки. Мало, наверное, кто из владельцев авто знает, что в масштабах водного фонда района, составляющего более 441 тыс. гектаров, 50 тысяч га являются рыбохозяйственными и что это не только вотчина одного муниципального образования.

Речная сеть района принадлежит к бассейну Карского моря, для которого одной из главных водных артерий является река Конда. Она протянулась на 1097 км, занимая площадь в 72 800 квадратных километров. Вся эта водная масса восполняется за счет таяния снегов, несущих в себе отходы человеческой деятельности.

В районе есть наблюдательные экологические посты, размещенные в г. Урае, в поселках Чантырья, Болчары, Алтай и еще где-то. Гидрохимические наблюдения за водной средой постоянно осуществляет Ханты-Мансийский центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, проводящий анализ природных водных ресурсов по 39 наименованиям. Результаты наблюдений не радуют: река Конда не отвечает требованиям рыбохозяйственного и бытового пользования. ЖКХ «питает» водоемы нитритами, фенолом, цинком. Наиболее высока концентрация этих химикатов вблизи г. Урая. Нитратов на здешнем участке реки в 1,5 раза, цинка – в 1,9 раза больше, чем допустимо. Что касается доли нефтяников в этом, то, несмотря на все мои реляции в их адрес, она остается очень значительной, позволяющей экологам причислить реку к категории «очень грязных» водоемов.

Около двух лет назад на территории Кондинского района насчитывалось 13 несанкционированных свалок. Как правило, они не обвалованы и не имеют ограждений. Сюда валят что попало – промышленные отходы, бытовой мусор. Естественно, никто не ведет никакого контроля и учета. Казалось бы, чему тут удивляться, ведь все регионы страны погрязли в свалках? Но здесь случай особый – отходы сваливаются вблизи водоемов, о связанной системе которых я уже говорил. Это чревато катастрофическими последствиями, ведь утилизацией отходов серьезно занимаются только на полигоне в районном центре. На периферии царит полнейшее безобразие. Создалась серьезная угроза заповеднику регионального значения «Ильичевский бор», расположенному в 15 км от поселка Кондинское. Редкой красоты кедровый и сосновый лес, занимающий целый остров в 35 га, может не выдержать наплевательского отношения к себе.

Не зря говорят, что беда не приходит в одиночку. С 2008 года реки района начали мелеть. Некоторые из них уже находятся на грани высыхания. Например, речка Запорская. Ученые пытаются выяснить причины резкого снижения уровня воды. Гипотез много, но как противостоять такому катаклизму, никто не знает. Похоже, природа начала мстить человеку за его небрежность. Казалось бы, ничего страшного не происходит: ну, высохнет одна речка, другая. Подумаешь, у нас же их тысячи! А в действительности все обстоит так: вода от растаявших снегов, в последние годы не балующих своим обилием, вопреки традиции не пришла на луга, рыба из этих уютных для нее местечек ушла нереститься в Конду, которая не только изрядно захламлена, но и полна рыб-хищников.

Учитывая все эти проблемы, в Кондинском районе в свое время была принята целевая программа экстренных мер. Что-то изменилось в связи с этим? Почти ничего...


19522