Три лика времени

Автор романа «Белая яма» Максим Осколков – профессор-экономист Тюменского сельскохозяйственного университета. Его сегодняшнему социальному статусу предшествовал большой жизненный опыт. Максим Леонтьевич не потерял в переплетениях и коллизиях, изменениях российской действительности своих духовно-нравственных ориентиров. Любовь писателя к малой родине была привита с детства дорогими ему людьми, выражена и взлелеяна крестьянскими устоями, бытом. И кто их однажды познал, впитал в себя, понимает: след этот нельзя ни забыть, ни изгладить.

Начинается роман с подготовки к сенокосной поре, когда в каждом подворье все – от мала до велика – заняты делом.

Бабушка Аксинья наставляет внука Левушку, впервые выезжающего на покос со взрослыми, как себя вести со сверстниками, с животными. «…На чужих глазах будешь жить, поэтому веди себя достойно. Со взрослыми в пререканья не вступай, если че у них спросить захочешь, то сначала вопрос-то обдумай со всех сторон и только тогда вступай в разговор. Учись слушать – это большое дело». Бабушке есть что сказать внуку, она – староверка, с высоты своих лет, опыта пытается внушить подростку, что есть крестьянские, базовые ценности, которые время не изменяет, а лишь совершенствует людей, нацеленных на добро, уклад прошлого становится сокровенной частью думающего человека, его ценным достоянием. Автор в деталях описывает, как едут покосники на участки, веками используемые предшествующими поколениями, осваившими левобережье Поисетья. Молодежь вливалась в среду людей, которые проявили себя как метчики, укладчики копен, стогоправы, копновозы, подскребальщики...

Они постигали эмоционально-ценностные основы крестьянского лада прошлой жизни и приобретали новые отношения, связанные с появлением техники, привлекающей молодых людей. Автор романа рассказывает о трудовых буднях послевоенного периода, когда техника только начинала появляться в деревне. Она несла в себе момент волшебного превращения, завораживала труженика, привыкшего все делать руками, спектром открывающихся возможностей.

с внедрением техники во все сферы производства люди связывали изменение времени, которое озарит их надежды великими свершениями. Но чуда не происходит. Техника не формирует у людей нравственность. Когда-то русский мыслитель Вл. Соловьев писал об отношениях города и деревни, науки и нравственности. он считал, что деревня (в конце XIX века) является носительницей духовности и нравственности, она подпитывает этими ценностями город. Однако сегодня Интернет размыл эти различия, и деревня страдает теми же болезнями, которые несет нам современная западная цивилизация.

Роман М. Осколкова населен многочисленными персонажами, в основном молодыми, которые умеют беззаветно, бескорыстно работать и даже находить время для отдыха, сочиняя песни и частушки и потешая всех на импровизированных концертах и во время танцев. Работа на сенокосе сплачивает молодых людей, но иногда и разобщает, она высвечивает характеры, внутренние разлады и, наоборот, показывает мудрое стремление преодолевать разрушительные крайности между влюбленными парами. В романе показаны взаимоотношения между юношами и девушками, начинающиеся робко, целомудренно и переходящие в настоящую любовь. Вот лишь одно описание: «Иван ласкал и целовал Дуняшу, доводя себя до белого каления, но разумом понимал, что они у грани запретной черты, переходить за которую нельзя – за ней нравственное падение, крах их общим мечтам и надеждам». «Боженька, продли эти сладостные страдания, – шептали губы Дуняши, – отодвинь день нашего расставания…».

Хочу особо остановиться на двух персонажах, которые в романе «Белая яма» играют ключевую роль, – Дмитрий Михайлович Ионин, мудрый старик, звеньевой, участник Русско-японской войны, и бригадир сенокосной страды Николай Федорович Паньшин. В минуты краткого отдыха, в основном в ночные часы, они ведут неспешные разговоры о России, ее истории на различных этапах развития. Начитанный многомудрый Дмитрий Михайлович погружает Николая Федоровича в исторические события прошлых лет, он на своем мировоззренческом, интеллектуальном уровне старается обнаружить общие тенденции развития народов, соотнести историю с современностью. Путь под гору заставляет Ионина чаще и чаще оборачиваться назад, соотнося его с меняющимся временем. Мир прошлого – остановившийся, законченный мир, его нельзя изменить, но он напоминает о себе.

Процитирую небольшой фрагмент диалога друзей о демографии, в котором речь идет о сокращении населения «неполноценных» народов. Есть известная концепция, созданная на Западе, «золотого миллиарда». Паньшин задает вопрос, как могут наши недруги повлиять в мирное время на уменьшение численности населения России? И Ионин ему отвечает: «Николай Федорович, еще Гитлер, задолго до нападения на нашу страну, в своих откровениях с приближенными говорил, что существует много способов сокращения численности неполноценных народов, плодящихся подобно мухам и комарам. Не обязательно убивать их на войне. Нужно просто систематически препятствовать их плодовитости. Такой подход позволит нам, говорил он, без лишнего кровопролития довести нежелательный нам народ до вымирания».

Мы, люди XXI столетия, не раз встречали мудрых стариков, истинных патриотов Родины, которые, подобно Ионину, живут воспоминаниями и в то же время глубоко осмысливают и анализируют настоящее.

В романе М. Осколкова «Белая яма» – эмоциально-ценностные жизненные приоритеты прошлого и настоящего, обращенность к разному времени развития нашего Отечества. Время для всех нас – старых и молодых – остается самым непостижимым фактором бытия. Каждый читатель романа М. Осколкова через призму времени вглядывается в калейдоскоп прошлой и настоящей жизни, пытаясь постичь ее загадочный смысл и наше собственное предназначение.


19493