Тёплый свет картин

Впечатления от персональной выставки доцента Тюменской государственной академии культуры и искусств Радика Чаббарова

Моя жизнь – это пестрый калейдоскоп самых ярких цветов. Иногда тропическое буйство сменяется какими-то совершенно дикими неоновыми тонами. А иногда нежные пастельные полупрозрачные оттенки разливаются теплом где-то внутри меня. Так живет поэт.

А как там у вас, у художников? Надолго задержалась я возле черно-белых рисунков, представленных на экспозиции, пытаясь «прочитать» историю картины.

Графика – это вид искусства, который для меня всегда оставался где-то за гранью понимания. Зачем рисовать черно-белый рисунок, если есть краски?

– Николай, – спросила я рядом стоящего художника, – что вы думаете об этой работе?

– «Первый снег» – одна из моих самых любимых. И настроение такое, как у меня – тихое, обреченное, – ответил он.

Странно, подумала я, но эта сосредоточенная угрюмость меня тоже как-то подкупает. Герой картины показался мне сродни чеховским персонажам. Пренебрегая законами перспективы, художник намеренно изображает его меньше по масштабу, чтобы подчеркнуть массивность деревянной архитектуры – действительности, довлеющей над «маленьким» человеком. Еще у меня появилось ощущение какой-то разрухи, хотя постройки на картине выглядят достаточно крепкими. Показалось, что дом, сарай готовы вот-вот рассыпаться, как пазлы неудачно собранной картины.

Спрашиваю у художника: почему у меня сложилось такое впечатление?

– Его создают специальные экспрессивные штрихи. – поясняет Радик. – Именно этим и достигается состояние сиюминутности, зыбкости нашего мира.

024-4-3Вот как много можно увидеть в небольшой картине! Но у каждого зрителя родится свой сюжет, своя, совершенно не похожая на другие, история жизни человека с сумкой, старого двора, деревянного дома и серого сарая.

«Полнолуние» – тоже графика.

– Однажды в полнолуние, – таинственно начинает рассказывать Радик Хамзяевич, – я шел по весенней улице и был потрясен увиденным: возле цветущей яблони на заборе сидел белоснежный огромный кот на фоне белой луны. Это было не только соединение объектов по цвету, это было особенное место, ощущение сказки, удивительной красоты!

Заметила, большинство посетителей выставки отметило именно эту работу (хотя кот на ней, скорее, серый).

А теперь – о композиции «Закат».

– Этот сюжет я увидел, – говорит Радик Хамзяевич, – у нас на Крестьянских местах, на улице Революции. Бабушка в черном плюшевом жакете закрывала серые ставни. И вдруг в окне отразился цветной закат. Это так отличилось от мрачного состояния женщины, убогости ее старого дома, что казалось, будто бабушка закрывает целую веху в истории, наше деревянное наследие. Закат символично отразил физический «закат» женщины.

– В графике Чаббаров отражает свое видение мира, – вступает в разговор кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства Тюменского госуниверситета Ольга Бакиева. – Здесь проявляются его внутренняя философия, зрелый взгляд на жизнь. Тема сибирских татар, их быта, культура – все ушло в боль. Национальная культура теряет свой колорит. И художник говорит об этом громко. Мне особенно интересно, как художник-мужчина изображает цветы. Они в картинах Радика Хамзяевича не просто гармоничное произведение природы. Например, пионы он рассматривает близко, детально. Пион – это представление о женщине-мечте: пышно цветущей, зрелой. Не случайно рисует он эти цветы с такой любовью, выбирая чувственные оттенки.

Возле живописных полотен, таких ярких и привлекательных, всегда много зрительниц. Вот три женщины с восхищением обсуждают картину «Розовый цвет».

– Она моя самая любимая, – признается одна из них, как выяснилось позже, старшая сестра художника.

024-4-4Снова отправляюсь бродить по выставке. Останавливаюсь перед пейзажем «Полдень на р. Пышма». Небо на этой акварели словно притягивает к себе. Незабываемое зрелище, когда в почти безветренный день вдруг неожиданно набегают тучи и за озером образуется смерч!

А напоследок заглянула в книгу отзывов:

«В работах Чаббарова нет двойственности, недосказанности. Автор ничего не скрывает от зрителей. В этом характер доброго, чуткого человека, способного поддержать, понять, утешить нуждающегося в помощи. Автор легко вводит в свой мир. Его композиции почти все открыты, просты и понятны посетителям. Свое представление о добре и зле Радик Хамзяевич транслирует через картины, наполненные особой магией. Через обыденные предметы художник открывает свой внутренний мир, который не каждый может прочитать. Настоящим художником можно назвать только того, кто несет людям свое духовное начало. И Радик Чаббаров – именно такой, – читаю один из откликов. И в нем – все понимание сути его картин.

P.S. После шествия по выставочным залам персональная выставка Чаббарова сейчас экспонируется в Центре татарской культуры на улице Щербакова. На днях состоится ее торжественное закрытие.


19454