Тюмень и её сокровища

Памятники старины – то бесценное достояние Тюмени, которое делает город уникальным, туристически привлекательным, вызывает интерес к истории. Многие постройки – настоящие долгожители, им более ста лет. Время их старит, здания нуждаются в заботе, а подчас – в спасении.

Сегодня о проблемах сохранения культурного наследия наш корреспондент беседует с заместителем председателя комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, кандидатом юридических наук Анатолием ПАНФИЛОВым.

– Анатолий Николаевич, сколько памятников снесено с исторических улиц Тюмени за последние два-три года?

– Снесенных зданий со статусом объекта культурного наследия нет.

– А как же бывший особняк причта Спасского храма по улице Челюскинцев, 42? От него осталась пустая площадка.

– Здание и земельный участок находятся в собственности Тюменской области. Согласно договору аренды объект передан пользователю для оказания бытовых услуг населению (дом демонтирован в связи с угрозой обрушения конструкций). Промаркированные детали складированы на охраняемой площадке на основании договора ответственного хранения. Договор не расторгнут. Здание должно быть воссоздано.

– Общественность опасалась, что на этом месте будет построен отель.

– Это территория памятника, и она за ним остается, хоть постройка и находится в разобранном состоянии. Земельная площадка ждет своего законного обладателя.

– Не случится ли так, что старый особняк исключат из реестра памятников?

– Теоретически все возможно. Однако решение об исключении памятника из реестра объектов культурного наследия принимается на уровне Правительства Российской Федерации. Это очень серьезные вещи.

– Много было шума по поводу намеченного сноса круглой бани на ул. Ленина.

– Ввиду отрицательного заключения государственной историко-культурной экспертизы правительство Тюменской области приняло решение об отказе включить это здание в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Здание остается объектом недвижимого имущества и находится в муниципальной собственности. Собственник передал его в аренду на длительный срок с целью использования под баню, так, по крайней мере, обозначено в документации.

– Можно сказать, что опасность миновала?

– Все решает собственник. Но по крайней мере, демонтаж этого здания ни в каких документах не фигурирует.

– Выходит, не зря тюменцы устраивали митинги в защиту уникальной постройки.

– Институты гражданского общества имели и будут иметь силу. Так было и будет всегда. Безусловно, от активности граждан зависит решение тех проблем, которые выносятся на обсуждение.

020-12-2– Анатолий Николаевич, а если после шума тайно баню снесут? Несколько лет назад в Екатеринбурге ночью исчезло старинное здание.

– Вряд ли. Подобному мероприятию предшествует подготовка. Если бы собственник принял решение о демонтаже здания, соответственно, на это были бы оформлены документы. В любом случае это стало бы достоянием гласности. Я думаю, в настоящее время Тюмени и Тюменской области не стоит опасаться такого развития событий.

– Напрашивается вывод: тюменской общественности надо быть активной, а комитет – ее союзник. Но скажите, будут ли восстанавливать усадьбу купца Колмакова на улице 25-го Октября? После пожара вид ее ужасен.

– Собственником указанного объекта культурного наследия является муниципальное образование г. Тюмень. В 2010 году за счет средств местного бюджета была разработана проектная документация по приспособлению здания для резиденции мэра города. Но работы остановились ­– возможно, из-за отсутствия финансирования на тот период времени.

– У тюменцев есть опасения: мол, если здание сгорело, то его уберут.

– В городе немало примеров, когда памятники после перенесенного пожара были восстановлены. Старинный дом, в котором находится ресторан «Потаскуй», дом по улицам Комсомольской–Водопроводной...

– А что происходит с домом по Республики, 29? Его прикрыли сеткой. Идет реставрация? Каковы сроки?

– Поправлю адрес! Не Республики, 29, а Республики, 31. Это выявленный объект культурного наследия «Дом с торговыми лавками». В 2013 году в соответствии с проектными решениями и на основании разрешения на противоаварийные работы, собственником здания проведен комплекс первоочередных противоаварийных работ. Работы выполнены подрядной организацией, имеющей лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия. В текущем году комитетом разработана и согласована проектная документация на полный комплекс работ по сохранению объекта, а также выдано разрешение (его действие ограничивается 31 декабря 2014 г.) на проведение этих работ.

– На углу Кирова–Ленина вместо малоэтажного здания (как было в проекте) вырос небоскреб. Является ли это нарушением законодательства о застройке в историческом центре? Возможно ли объект разобрать?

– Проект зон охраны исторической части города Тюмени утвержден решением Тюменского облисполкома от 30.01.1990 № 15. Территория, ограниченная улицами Ленина–Кирова–Урицкого–Семакова, на которой возводится дом, находится в групповой охраной зоне и зоне регулирования застройки. В групповой охранной зоне запрещается новое строительство, нарушающее историческую среду или мешающее восприятию памятника. В зоне регулирования застройки допускается новое жилищное и общественное строительство, этажность и плотность которого ограничивается до пяти этажей.

Комитет не принимал участия в процедурах согласования земельного участка под указанное строительство, так как с 2007 года у органов охраны памятников нет полномочий по согласованию проектов проведения землеустроительных, земляных, строительных работ в зонах охраны объектов культурного наследия, ввиду изменений, внесенных Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ.

До вступления в силу этого закона проекты градостроительной деятельности контролировались органами охраны памятников, и вряд ли могла возникнуть такая ситуация. Что касается уже упомянутой «высотки», то, конечно, связано с нарушением. она появилась в результате нарушений в процессе градостроительной деятельности. А демонтировать объект можно только по решению суда.

– Выходит, подобным случаям счет не закрыт?

– Эта проблема касается всего государства, о ней уже много говорилось. И таких примеров по всей России немало.

– Черные тучи сгущаются над зданием почтамта. Какова его судьба?

020-12-3– Здание почтамта не является памятником истории и культуры и не отнесено к выявленным объектам культурного наследия.

– Но этот дом сталинской архитектуры, он может стать памятником?

– Теоретически любой объект, которому исполнилось более 40 лет, может претендовать на статус памятника истории и культуры. Однако, чтобы таковым стать, необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу. Одним словом, процедура требует определенных усилий и затрат. Финансовых в том числе (заключение экспертизы, подготовка документов, обоснование – все это платные услуги). Граждане либо муниципальное образование вправе по своей инициативе заняться вопросом придания зданию статуса памятника.

­– Спасибо, Анатолий Николаевич, за интервью. Возможно, нам придётся ещё встретиться – тема не иссякаема.


19391