Обуздать коня в год Лошади

У голышмановцев появилась возможность сесть в седло

Как не поинтересоваться, что сулит нам синяя деревянная Лошадь – символ наступившего года? А мне посчастливилось посмотреть в глаза настоящей, живой, ощутить ее тепло и силу. На серой в яблоках Моднице орловской породы я с ватагой ребятишек отправилась в зимний лес.

Родители Андрея Реутского были агрономами, с утра до вечера ездили по полям на лошадях. Так что любовь к земле и животным мальчишка впитал, как говорится, с молоком матери. С годами она только крепла. Сейчас заслуженный работник сельского хозяйства работает главным агрономом СПК «Малышенский», имеет собственное хозяйство по выращиванию зерновых культур.

На просторной усадьбе, что на окраине села Голышманово, у Реутских целый конный двор. Первой в нем появилась кобыла орловской породы, которую Андрей Александрович, молодой специалист, приехавший в село по распределению после окончания института, купил на собственноручно заработанные деньги в конце восьмидесятых.

– В те годы в деревне Кузнецова была конеферма. Орловский конь – он и под воду, и под воеводу, ну а мне для души, – вспомнил хозяин подворья и стал рассказывать, переходя от одной лошади к другой. – Арабской породы – маленькие, коренастые, детям они больше нравятся. А это помесь орловской с чистокровной верховой, которая дала роста. А это потомство Беркута – был когда-то в селе Боровлянка здоровенный чистокровный жеребец старого типа, теперь таких вообще нигде не осталось. Вот английская Саманта – любимица старшего сына. Сейчас покажу вам моего красавца. Багира.

Андрей вывел на волю изящного скакуна кахетинской породы – самой быстроходной в мире. «Танцующий» конь бронзой искрился на солнце. Так вот почему хозяин называет его золотым, поняла я. Купил жеребенком на племя, для улучшения породы. А сегодня у Багира уже есть потомство.

Обернулась от легкого толчка в спину – тонконогая Пелагея решила, видимо, привлечь мое внимание, лизнув спину. Знакомая уже Модница принюхивается к руке: нет ли в ней лакомства.

– Не бойтесь, лошади у нас ручные, – успокоил меня Александр, старший из сыновей. – Сейчас я Громаду обучаю, чтобы была легко управляема, чтобы любой желающий мог прокатиться в седле, чтобы она понимала наездника и слушалась. Молодой конь бывает норовистым, с ним сложнее. Но ничего, справляюсь, для меня обучение – дело привычное. Отец доверяет и помогает. Конь – животное табунное, стадное. Вышел на волю – побесился вволю и начинает прислушиваться, понимать. Обычно запрягаем три-четыре коня, садимся верхом, берем молодого и поехали на весь день – к вечеру он уже как шелковый.

Саша – постоянный участник конных соревнований. В прошлом году на Курултае выиграл седло, проскакав быстрее всех дистанцию в шесть километров верхом на Мамайке орловской породы.

– Я тоже с трех лет катаюсь на лошадях, нисколько не боюсь, – добавляет Матвей. – Умею запрягать. Иду в конюшню, когда радостно или грустно.

Орловской, арабской, буденовской породы, чистокровные и помесные... У каждой своя стать, своя фигура. Гнедой Печенег – любимец пятилетнего Пересвета. Не дал отцу продать жеребенка, мой, сказал тогда однозначно, будет. А уж вымолвил – надо держать слово, это в семье железное правило. Вечером, после школы и домашних уроков, все сыновья помогают управляться на конюшне.

Главный враг лошади – покой. Когда земля в зимней спячке, агроном практически каждый день в лесу.

– За день езжу верхом километров двести. Одно из общих с детьми увлечений – охота. Прогуливаемся вечером с женой на лошадях, знаем, что ребята – у нас их пятеро! – и ужин приготовят, и дома все в порядке будет, и во дворе. Подросли дети, стали во всем помощниками, так и должно быть.

Самая младшая в семье – Ярослава, ей четыре года, звезда сельской сцены, она поет и танцует. Как только мы заговорили о поездке в лес на лошадях, тут же засобиралась. А уж веселые семейные путешествия в Рождество и Святки – это традиция. Ездят то верхом, то в карете. И не только по своему селу, до соседнего района доходят. 007-13-1Заходят в дома, следуя старинным обрядам, каждый со стихами, песнями, веселыми колядками. Интересно, говорят, посмотреть, как люди живут, как принимают. А перед Крещением Андрей делает широкую прорубь в речке напротив дома. Ребятишки купаются в ней не по разу в день и, как утверждает мать, ни разу не болели в это время.

Летом Андрей Александрович организует конные скачки, съезжаются все желающие поучаствовать в соревнованиях.

– Заметили, как горят глаза у детей, ведь многие никогда не сидели на лошади. Вот и родилась идея: жена недавно открыла собственное дело по оказанию услуг населению – конных прогулок, своеобразный экотуризм для всех желающих, – поделился новостью Реутский.

Так что в год Лошади у голышмановцев и их гостей появилась возможность сесть в седло.


19190