«Кто о чем, а я о пьянстве. Хочу сказать: не тратьте силы попусту, ибо пьянство на Руси было, есть и впредь будет процветать, пока почти в каждой торговой точке можно купить водку. «Сухой закон» тоже не поможет. Надо сделать так, чтобы она, злодейка, была доступна только тем, кто умеет хорошо работать и хорошо зарабатывать, кто иногда, в праздник или по очень важному поводу, может позволить себе рюмку высококачественной, а не паленой водки».
(Из письма читателя).
Начну с того, что все мы относительно оценок вреда пьянства, превратившегося в национальную болезнь, тратим силы впустую. Тут я с автором письма, пожалуй, соглашусь. Слишком много бесплодной говорильни и драконовских мер, которым с древних времен достаточно твердо противостоит принцип «голь на выдумку хитра». Запретили продавать водку вечером? Ею стали запасаться утром, но в двойном объеме. Повысили акцизы на спиртные напитки? Их все равно покупают, как и раньше, только при этом страдает семейный бюджет и растет число бомжей.
О нелепости «сухого закона» говорить вообще не буду. Его провозглашали почти все цивилизованные страны мира, и все вынуждены были признать его не только несостоятельным, но и вредным для общества. В России, например, он унес из жизни за один год столько людей, сколько погибло наших ребят в Афганистане. Взяв на себя смелость что-то ответить на письмо, я потратил немало сил, копаясь в Интернете и периодике. Почти из всех регионов России люди кричат: принимаемые законодателями меры насчет спасения народа от алкоголизма неэффективны! Ну а как же быть-то? В одной реплике респондента я нашел удивительно простой и ясный ответ: «Надо государству обеспечить людям такие условия жизни, чтобы у них отпала потребность заливать свои многочисленные проблемы водкой». Насчет стараний государства по этому поводу все знают, наверное, лучше меня, а в ХМАО (мне этот регион несколько ближе) проблемы социального и экономического благосостояния решаются довольно успешно. Однако народ все равно пьет. Выход, мне кажется, остается один: главным образом надобно заниматься перевоспитанием самосознания людей, противостоять дурным привычкам высококачественной культурой, лучшими достижениями цивилизации. Мы к этому идем, только очень медленно, мы еще далеки от мысли о том, как бы красивее устроить свою жизнь, мы сориентированы на сермяжную прозу – как бы выжить. Поэтому делайте со мной, что хотите, но мое убеждение неколебимо: благодатные условия жизни сами собой заставят человека отказаться от искусственного поднятия духа с помощью алкоголя. Конечно, пока это только «хотелки».
Помните переворот в Октябре, обещавший власть и процветание народу, помните индустриализацию и коллективизацию всей страны, сулящую экономическое могущество, помните, наконец, нелепую перестройку, послужившую распаду великой державы? Все это происходило над пропастью во лжи. Но это уже политика. А мы о водке, которая, оказывается, имеет к ней самое прямое отношение. Первый президент России Борис Ельцин, как свидетельствуют многочисленные подтверждения, знал ей цену, поэтому и не повторил просчетов М. Горбачева. Правительство в одном из своих первых постановлений разрешило частное производство алкоголя – море самогона разлилось по стране. Россия, кажется, свободно вздохнула, выпила и возрадовалась. Почуяли свободу и монопольные производители, привыкшие оперативно реагировать на все политические перемены. Как только Ельцин был избран на второй срок, через пару дней в продаже появилась водка «Царь Борис». Не только это, но и все последующее народ воспринял как должное. Своими глазами видел потом водку «Старорусскую» с изображением портрета Путина, рядом стояла бутылка, на этикетке которой с прищуром смотрел на нас товарищ Сталин. Даже потомок юриста В. Жириновский не упустил случая заявить о себе на этикетке поллитровки.
Когда славу известных государственных деятелей производители спиртного использовали в полной мере, в ход пошли «звезды» кино. До сих пор у меня где-то в шкафу стоит непочатая бутылка водки, на этикетке которой изображен кинорежиссер Никита Михалков в форме комдива из фильма «Утомленные солнцем». Но это еще не все. Какой настоящий мужик-патриот не купит «пузырь» производства московской фирмы «Кристалл», на этикетке которого под заглавием «Разведчик» напечатано четверостишье «Я – Родины моей солдат! Она мне мать, я ей ответчик. Таков души моей уклад. Моя профессия – разведчик!». Вот так, а вы хотели… Принял на душу «Кристалл» – и тебе уже наплевать на жену, на детей, на пустой холодильник, ты – разведчик!
Нынешними законами запрещено рекламировать спиртные напитки в СМИ. А к ним за этой надобностью никто и не обращается. Смекалистые менеджеры сами умеют «дурить» народ. Производители водки, к которым законы почему-то никаких претензий не имеют (потом я поясню, почему), быстро улавливают настроения людей и тут же изображают графически на водочных этикетках их вожделения. Например, не секрет, что в обществе наблюдается некоторая тоска по советским временам. И что же? Тут же появилась на прилавках «Московская водка СССР» с Государственным гербом Советского Союза. Я уж тут ничего не буду говорить о водке с этикеткой «Нарком» с портретом Климента Ворошилова, наркома обороны в 1938-1939 годах, о водке «Партком», «Политбюро». Кстати, у последней на этикетке значатся в качестве инструкции слова Ленина: «Конспирация и еще раз конспирация».
Тем, кто творит водочный беспредел, конспирация, может быть, пока помогает, а тем, кто находится над пропастью в этой лжи… сами знаете. Ложь даже в том, что водку изобрел наш земляк, уроженец г. Тобольска, а затем прославившийся на весь мир составитель таблицы химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев. Ученый и духом не ведал, что, получив из 12 ведер химической жидкости стаканчик чистого спирта, поставит на старт гибели родное
Отечество. Не только Россию, но и весь мир. Он создал спирт концентрации от 70 и более процентов для использования в химических реакциях. И вовсе не собирался разводить его водой и превращать в пресловутую водку. За счет отчислений налогов от прибыли нефтегазового производства и оборота алкогольных напитков до сих пор пополнялась львиная доля государственного бюджета. Природе противостоять трудно, запасы недр небезграничны, ничего взамен нефти-кормилицы мы пока еще не придумали. Ничего, придумаем. А водку-то чем заменим? Она этот вопрос нутром чует, поэтому держит народ на краю пропасти.



